Отделка помещений

Отделка жилых, служебных и общественных помещений может быть двух типов: зашивка материалами, не требующими дополнительной декоративной отделки,— слоистыми пластиками, клееной фанерой, панелями из асбосилита-609 и др. (рис. 14.6, 14.7); зашивка с последующим выполнением защитно-декоративных покрытий из листовых материалов, подлежащих окраске, оклеиванию винилискожей или облицовыванию строганым шпоном из ценных твердолиственных пород древесины.

виды зашивки переборок
Рис. 14.6. Виды зашивки переборок: а — щитом, облицованным шпоном; б — столярной плитой; в — слоистым пластиком; г — клееной фанерой
1 — щит; 2, 7 — шурупы; 3 — основной обрешетник; 4 — рейка; 5 — слоистый пластик; 6 — раскладка; 8 — вкладыш; 9 — дополнительный обрешетник; 10 — клеевая фанера; 11 — винилискожа
зашивка помещений панелями из асбосилита
Рис. 14.7. Зашивка помещений панелями из асбосилита-609, нептунита и маринита: а — установка коридорной переборки у подволоки; б — установка межкаютной переборки у борта; в — установка межкаютной переборки у подволоки
1 — щит коридорной переборки; 2, 5, 14 — угольники; 3,8 — винты; 4 — заглушка противопламенная; 6 , 11 — прокладки; 7 — зашивка подволоки (слоистый пластик); 9 — щит межкаютной переборки; 10, 12 — шурупы; 13 — щит зашивки борта

Выбор вида зашивки определяет проектант судна. Например, общественные помещения и помещения командного состава в большинстве случаев зашивают щитами, оклеенными винилискожей или зафанерованными ценными породами древесины, а жилые и служебные помещения — клееной фанерой (по обрешетнику) или дюралюминиевыми листами с последующим их оклеиванием винилискожей. Часто применяют зашивку поверхностей корпуса и переборок трудносгораемыми панелями из нептунита, асбосилита-609 и др. Внутренние стороны листовых материалов грунтуют грунтом ЭКЖС.

Перед зашивкой все помещения тщательно проверяют на соразмерность установленного обрешетника с материалом зашивки, т. е. стык зашиваемого материала должен проходить по осевой бруска обрешетника (при необходимости устанавливают дополнительный обрешетник под стыки), а также на соответствие установленного подкрепления под оборудование чертежу. При зашивке помещения клееной фанерой каждый лист пригоняют по месту, размечают и сверлят отверстия для вывода кабелей, после чего листы устанавливают на место и крепят в четырех местах гвоздями. Затем наносят на листы осевые линии обрешетника для сверления и зенкования отверстий под шурупы шагом 100—150 мм. Шурупы ввинчивают пневмоотверткой. (Головки шурупов следует утопить на 2—3 мм). В радиотрансляционной, штурманской и рулевой рубках приборы на переборках крепят винтами к металлическим фундаментам, находящимся под зашивкой. Поэтому после пригонки зашивки по обрешетнику перед ее установкой в отверстия фундаментов, имеющих нарезку, ввинчивают остроконечные шпильки, по которым размечают и сверлят отверстия в листах зашивки. Затем зашивку устанавливают на место и крепят к обрешетнику шурупами.

Помещения зашивают слоистыми пластиками как по деревянному, так и по металлическому обрешетнику. Для увеличения жесткости зашивки пластик толщиной 1—3 мм наклеивают на фанеру или на дюралюминиевые листы, а толщиной свыше 3 мм крепят непосредственно к обрешетнику шурупами или самонарезающими винтами. Стыки листов закрывают полихлорвиниловыми раскладками.

Зашивку переборок и борта щитами, облицованными ценными породами древесины, слоистыми пластиками и винилискожей, выполняют по основному обрешетнику, установленному в три-четыре горизонтальных пояса. Щиты могут быть из клееной фанеры толщиной 10—12 мм, которую стыкуют по фаске шириной 50—60 мм, или из столярной плиты, наращиваемой по длине при помощи шпунта на вставной фанерной рейке толщиной 8—10 мм. Щиты фанеруют и облицовывают слоистыми пластиками и винилискожей по типовым технологическим процессам, а устанавливают по методу эскизной обстройки помещений, т. е. по размерам, снятым с места. На станочном участке по разметке, перенесенной с эскиза, щиты опиливают в размер, маркируют, комплектуют по помещениям, укладывают в контейнер и подают на судно, где их устанавливают и крепят согласно эскизу и чертежу без пригонки. Между собой щиты из клееной фанеры соединяют в шпунт и гребень с декоративным пазом 5—б мм, а из столярной плиты — на фанерную вставную рейку с декоративным пазом 8—10 мм. К обрешетнику щиты крепят через губку шпунта шурупами.

Отделку помещений завершают установкой отделочных пластмассовых (ОСТ 5 9051—71) или деревянных (ПДО ОН 8-323—62) профилей. Отделочные профили крепят клеем, винтами и шурупами с полупотайной головкой, которые располагают в одну линию, или крепежом, головки которого закрывают пластмассовыми вкладышами. Шлицы шурупов для крепления профилей из дерева располагают вдоль волокон. Угловые соединения профилей выполняют встык с насечкой по сечению профиля. Если длина профиля более двух метров, то его устанавливают на три-четыре монтажных винта или шурупа. После проверки положения профиля его закрепляют окончательно.

Отверстия под шурупы сверлят сверлильной машиной типа СП-10. Диаметр сверла должен быть на 1,5 мм меньше диаметра шурупа, а под самонарезающие винты на 0,3 мм меньше диаметра винта. Если пластмассовый профиль устанавливают на клей, стороны профиля, соприкасающиеся с плоскостью, очищают механическими щетками от грязи и жира и протирают тампоном, смоченным в растворителе Р-4. Затем на обе соприкасающиеся поверхности кистью наносят тонкий ровный слой быстросхватывающего контактного клея холодного отверждения ФЭП и после выдержки в течение 2—3 мин до состояния «отлипа» совмещают и прижимают склеиваемые поверхности обрезиненным роликом, имеющим контрпрофиль приклеиваемой детали.

Карнизы для занавесей рекомендуется крепить к подволоке или к ограждениям коек второго яруса через сосновый брусок, т. е. профиль карниза крепят шурупами к бруску, а затем вместе с бруском к подволоке.

Отделка жилых и общественных помещений на судах щитами из негорючих конструкционных материалов внедрена в конце 60-х годов и в настоящее время широко используется в судостроении. Наиболее прогрессивным является индустриальный метод отделки, основанный на унификации типоразмеров щитов по высоте, ширине и толщине; на использовании новой конструкции обрешетника, позволяющей применять свободную установку щитов без жесткого крепления; на выполнении операций раскроя и обработки щитов в машинно-заготовительном участке цеха по эскизам, снятым на судне по установленному в каждом помещении обрешетнику, что исключает необходимость пригонки щитов по месту; на строгой маркировке и комплектации щитов по составленным эскизам для каждой группы помещений.

Индустриальный метод отделки помещений предполагает строгое соблюдение технологической последовательности выполнения достроечных работ. Щиты следует устанавливать после сдачи ОТК помещений под зашивку, а выставленный обрешетник должен быть выверен щитом-шаблоном на проходимость по всей длине продольных и поперечных переборок и по борту. Кромки щитов дважды окрашивают в цехе водостойкой краской ПФ-218. Открытые кромки прикоечных щитов оклеивают декоративным пластиком (клеем К-153). Отделочные профили-угольники и раскладки должны быть окрашены под цвет декоративного пластика щитовой зашивки. На судно, в район зашивки готовые щиты подают вместе с эскизами комплектно.

При работе с несгораемыми щитами, а также во время погрузочно-разгрузочных работ и переноске щитов на судно нельзя допускать повреждения их декоративных  поверхностей и кромок.

Для формирования конструкционных переборок (продольных и поперечных) применяют панели шириной 1210 мм и забойные щиты толщиной 25,4 мм с двусторонней декоративной облицовкой. Для зашивки борта и металлических переборок используют панели указанной ширины и забойные щиты толщиной 19,1 мм с односторонней декоративной облицовкой. Высоту всех щитов и ширину забойных определяют на судне при составлении эскизов.

Вначале в заданном районе устанавливают щиты продольных переборок (см. рис. 14.7). Для этого щит наклоняют на себя и заводят между угольниками выставленного обрешетника на подволоке, приподнимают его, затем опускают и устанавливают нижней кромкой без крепления на профиль, приваренный к палубе. Вверху щит должен заходить за плоскость обрешетника на 35—45 мм.

В районе дверного проема ставят забойные щиты. Между вертикальными кромками смежных щитов оставляют зазор около 17 мм для установки раскладки. Зазор фиксируют коротышами деревянной рейки. Затем устанавливают щиты межкаютных переборок. Первый щит ставят вплотную к плоскости продольной переборки. Последний забойный щит заводят в сторону изоляции за линию щита бортовой зашивки.

При зашивке металлических переборок щиты устанавливают в такой же последовательности по выставленному обрешетнику без жесткого крепления с фиксацией зазора между вертикальными кромками смежных щитов.

После формирования переборок устанавливают заглушки противопламенного контура (согласно чертежу зашивки) и предъявляют контур инспектору Регистра СССР.

Все бортовые щиты, предназначенные для жилых помещений (кают), обрабатывают в размер согласно эскизам. Нижний щит под сдвоенным иллюминатором располагают вдоль борта и ставят нижней продольной кромкой на приваренный к палубе профиль; вверху его закрепляют к угольнику обрешетника самонарезающими винтами (рис. 14.8). Забойный щит над иллюминатором вверху заводят между угольниками обрешетника; внизу его крепят к обрешетнику винтами. Забойные щиты справа и слева от иллюминатора примыкают кромками к плоскости забойных щитов межкаютных переборок. Между вертикальными кромками смежных щитов оставляют зазоры под раскладку.

установка и крепление щитов зашивки по борту
Рис. 14.8. Установка и крепление щитов зашивки по борту: а — верхнее крепление; 6 — нижнее крепление с развалом; в — нижнее крепление на палубу с мастикой
1,7 — прокладки; 2 — щит зашивки борта; 3 — угольник; 4 — слоистый пластик; 5 — винт; 6 — неравнобокий профиль; 8 — мастика

Щиты межкаютных и коридорных конструкционных переборок соединяют между собой профильными раскладками с вкладышами при помощи винтов (рис. 14.9, а). Соединение и крепление смежных щитов к металлической переборке и борту выполняют согласно рис. 14.9, в. Крайние бортовые и забойные щиты межкаютных переборок, а также угловые щиты межкаютных и коридорных переборок закрепляют между собой металлическими угольниками и шурупами (рис. 14.9, б).

Крепление наружных углов конструкционных коридорных переборок выполняют специальным металлическим профилем длиной не менее 2 м и угольниками при помощи винтов и гаек (рис. 14.9, е). Наружный угол щитов зашивки выгородок в одноместных каютах крепят к обрешетнику металлическим профилем винтами (рис. 14, д)

узлы соединения щитов
Рис. 14.9. Типовые узлы соединения щитов (несгораемых панелей): а — соединение щитов межкаютной и коридорной переборок; б — соединение межкаютной и коридорной переборок; в — крепление щитов к борту и металлической переборке; г — крепление щитов переборки у палубы без мастики; д — зашивка угла по металлической переборке; е — угловое соединение коридорных щитов; ж — крепление щитов переборки у палубы с мастикой
1 — щит; 2, 9, 12, 16, 21 — винты; 3 — профиль раскладки на стык; 4 — вкладыш раскладки; 5 — гайка; 6 — щит коридорной переборки; 7, 10, 20 — угольники; 8 — шуруп; 11 — плинтус; 13 — линолеум; 14 — мастика; 15, 17 — прокладки; 18 — профиль; 19 — гайка М6

Установку профилей выполняют после монтажа дверей и раструбов иллюминаторов; вынужденные стыки допускаются только внизу. Отбуртованные кромки раструбов иллюминаторов обносят по контуру пластмассовой раскладкой ППО-10 с вкладным профилем ППО-11 (ОСТ 5 9051—71) и закрепляют шурупами к щитам зашивки.