Материаловедение. Сортамент лесоматериалов, применяемых в судостроении
Общие сведения о древесине
В судостроении древесину как материал используют в широких масштабах при изготовлении как основных, так и вспомогательных конструкций.
Положительные свойства древесины:
а) большая длина ствола при соответствующей толщине во многих случаях позволяет употреблять древесину без особых наращиваний и обработки;
б) легкость обработки режущими инструментами при значительной прочности и твердости;
в) малый вес по сравнению с другими строительными материалами;
г) дешевизна и легкость транспортировки;
д) низкий коэффициент теплопроводности, позволяющий изготовлять из древесины изоляционные выгородки и другие предметы;
е) некоторые породы древесины имеют красивое строение волокон, легко воспринимают имитацию одной породы под другую и отделку различными лаками и покрытиями, что позволяет широко применять их для изготовления судовой мебели.
Отрицательные свойства древесины:
а) неоднородность строения, а поэтому неодинаковая прочность древесины в продольном и поперечном направлении волокон;
б) способность поглощать и испарять влагу, что ведет к накоплению внутренних напряжений и деформации материала;
в) подверженность загниванию и разрушению при колебаниях температуры и влажности окружающей среды;
г) легкая воспламеняемость.
Физико-механические свойства древесины играют важную роль при выборе той или иной породы для различных работ в судостроении, например: изготовление стапелей, набор килевых и бортовых блоков, зашивка горловин люков, грузовых трюмов, настил палубы, оборудование жилых, служебных и других помещений, изготовление привальных брусьев; планширей, подушек под механизмы, подножных решеток и т. д.
При постройке судов применяют целый ряд разнообразных пород древесины. Рассмотрим наиболее часто употребляемые: сосна, лиственница, ель, кедр, дуб, ясень, береза и некоторые другие.