Материаловедение. Сортамент лесоматериалов, применяемых в судостроении

Общие сведения о древесине

В судостроении древесину как материал используют в широких масштабах при изготовлении как основных, так и вспомогательных конструкций.

Положительные свойства древесины:
а)     большая длина ствола при соответствующей толщине во многих случаях позволяет употреблять древесину без особых наращиваний и обработки;
б)     легкость обработки режущими инструментами при значительной прочности и твердости;
в)     малый вес по сравнению с другими строительными материалами;
г)     дешевизна и легкость транспортировки;
д)     низкий коэффициент  теплопроводности, позволяющий изготовлять из древесины изоляционные выгородки и другие предметы;
е)     некоторые породы древесины имеют красивое строение волокон, легко воспринимают имитацию одной породы под другую и отделку различными лаками и покрытиями, что позволяет широко применять их для изготовления судовой мебели.

Отрицательные свойства древесины:
а)     неоднородность строения, а поэтому неодинаковая прочность древесины в продольном и поперечном направлении волокон;
б)     способность поглощать и испарять влагу, что ведет к накоплению внутренних напряжений и деформации материала;
в)     подверженность загниванию и разрушению при колебаниях температуры и влажности окружающей среды;
г)     легкая воспламеняемость.

Физико-механические свойства древесины играют важную роль при выборе той или иной породы для различных работ в судостроении, например: изготовление стапелей, набор килевых и бортовых блоков, зашивка горловин люков, грузовых трюмов, настил палубы, оборудование жилых, служебных и других помещений, изготовление привальных брусьев;  планширей, подушек под механизмы, подножных решеток  и т. д.

При постройке судов применяют целый ряд разнообразных пород древесины. Рассмотрим наиболее часто употребляемые: сосна, лиственница, ель, кедр, дуб, ясень, береза и некоторые другие.