Заделка льял, настил полов и установка рыбинсов в грузовых трюмах сухогрузных судов

Трюмы сухогрузных судов, предназначенные для перевозки различных грузов, оборудуют деревянными зашивками для предохранения бортовых конструкций трубопроводов и металлической палубы второго дна от повреждений. Для оборудования трюмов применяют доски и брусья, заготовленные на станках в цехе.

Зашивка льял трюма. По всей длине у борта устанавливают брус с одним фальцем, который крепят к полкам шпангоута. Параллельно первому брусу, на расстоянии до 1 м устанавливают с фальцами второй, брус. Между продольных брусьев укладывают поперечные брусья с двумя фальцами, которые образуют проемы для укладки съемных льяльных крышек (рис. 103).


Рис. 103. Оборудование сухогрузного трюма.

1 — шпангоут; 2 — трубопровод; 3 — зашивка шпаций; 4 — прокладка; 5 — льяльная крышка; 6 — деревянный настил; 7 — гвозди; 8 — второе дно; 9 — лага; 10 — шпилька; 11 — первый брус; 12 — брус с двумя фальцами; 13 — второй брус.

Брусья на место укладывают после того как шпангоуты и днище металлической палубы очищены от ржавчины и загрунтованы. Брусья закрепляют на шпильки, а затем зашивают шпации между шпангоутов поверх проходящих труб.

Для закрытия проемов в цехе по рабочим чертежам изготовляют так называемые льяльные крышки, а пригонку их делают по месту. Для подъема и доступа в междудонное пространство в каждой крышке устанавливают по два рыма. Для крепления рыма в крышке просверливают отверстия, равные диаметру стержня рыма. Рым забивают в отверстие, а концы его с противоположной стороны разгибают на стороны (рис. 104).


Рис. 104. Рым и его крепление.

По форме рыма на лицевой стороне крышки делают углубления для того, чтобы кольцо рыма было утоплено.

На сухогрузных судах, имеющих второе дно, в трюмах устанавливают деревянный продольный настил или щитовой настил.

Настил деревянный продольный (рис. 105). Настил в трюме выполняют после монтажа трубопроводов, электротрасс и прочих систем, а также после очистки и грунтовки металлической палубы.


Рис. 105. Настил деревянный продольный на лагах и фризовых брусках.

1 — ограничительная доска; 2 — комингс люка; 3 — щит люка; 4 — лага под щит люка; 5 —доска настила; 6 — лага под настил; 7 — гвоздь; 8 — гайка; 9 — шайба; 10 — шпилька.

Размечают лаги, бортовые и фризовые бруски и опиливают их по длине. Затем укладывают лаги, бортовые и фризовые бруски на вершины шпилек и ударяют молотком сверху брусков для отпечаток мест под шпильки. По отпечатанным местам просверливают отверстия под шпильки и выбирают гнезда под гайки, шайбы и пробки, устанавливают бруски и закрепляют их гайками с шайбами. Деревянные пробки под гайки с шайбами устанавливают на густотертом сурике. Укладывают на бортовые, фризовые бруски и лаги доски настила и закрепляют их на гвозди; гвозди забивают с натягом, т. е. под углом.

Лаги укладывают параллельно друг другу с шагом 500—600 мм. Доски настила соединяют между собой в шпунт и гребень, а в местах соединения с фризовыми брусками — вчетверть.

Настил щитовой деревянный (рис. 106). Щитовой настил, состоящий из отдельных щитов, удобен тем, что при необходимости может быть легко разобран. При снятых щитах можно легко осмотреть, очистить и просушить металлическую палубу трюма. Однако щитовой настил более трудоемкий при изготовлении. Основанием для укладки щитов служат фризовые бруски с фальцем, изготовление которых требует также больших затрат.


Рис. 106. Настил щитовой деревянный на лагах и фризовых брусках.

1 — бортовой брусок; 2 — упорный брусок; 3 — доски щита; 4 — накладная шпонка; 5 — место установки рыма или скобы; 6 — щиты настила.

По периметру настила устанавливают бортовые и упорные бруски, а по размерам съемных щитов (согласно чертежу) — продольные и поперечные фризовые бруски, крепят которые в той же последовательности, как и бортовые фризовые бруски при продольном настиле. Затем устанавливают сами щиты. Доски щитов соединяют между собой в шпунт и гребень, а для прочности соединения щита прибивают на гвозди-шпонки.

Для возможности подъема щитов на них размещают рымы или скобы. На лицевую поверхность щита наносят четкий несмываемый штамп с указанием его номера.

Установка рыбинсов. Рыбинсы (бортовые предохранительные доски) размером 50X150 мм укладывают на бортах трюма на угольники (рис. 107), приваренные к шпангоутам. Расстояние между рыбинсами в пределах 500—700 мм по всему борту. Длина рыбинса не ограничивается и может быть обрезана в местах стыков.


Рис. 107. Укладка рыбинсов на угольники.

1 — стык рыбинсов (в разнос); 2 — рыбине; 3 — угольник; 4 — шпангоут.

Рыбинсы на бортах трюма предохраняют перевозимый груз от порчи при ударах о металлические конструкции корпуса судна, а также создают воздушную прослойку между бортами и грузом для вентиляции.