Породы дерева

Все породы деревьев разделяются на хвойные и лиственные. Древесина хвойных пород — прямослойная с хорошими механическими качествами. Из хвойных пород в судостроении в основном используют сосну, ель и лиственницу.

Древесина ядра сосны имеет желтый цвет с розоватым оттенком, заболонь широкая, желтовато-белого цвета. Древесина сосны легко обрабатывается, содержит большое количество смолистых веществ, хорошо сохраняется на открытом воздухе и в воде, при сушке мало усыхает и сохраняет форму в изделиях.

Древесина ели безъядровая, светло-желтого цвета, легкая, с ярко выраженными смоляными ходами. Она хорошо сохраняется в воде, но неустойчива в условиях переменной влажности. Отсутствие запаха делает ее незаменимым материалом при оборудовании продовольственных кладовых.

Ядровая древесина лиственницы красновато-бурого цвета, заболонь ее светлая и узкая. У лиственницы хорошо различаются годичные слои. Ее древесина содержит большое количество смолы, поэтому лиственница долго сохраняется в воде и в условиях переменной влажности является весьма ценным судостроительным материалом.

В отличие от хвойных лиственные породы легко загнивают. Многие лиственные породы имеют красивую текстуру и хорошие механические качества. В судостроении в столярно-мебельном и других производствах широко применяют дуб, ясень, бук, березу и клен.

Дуб имеет темновато-белую заболонь и коричневато-серое ядро. Древесина его твердая и прочная, хорошо сохраняется в воде и при переменной влажности, легко обрабатывается и гнется, обладает красивой текстурой. В мебельном производстве дубовую древесину в основном используют в виде строганого шпона. В судостроении ее применяют для изготовления кильблоков на стапелях и подушек под механизмы, а также в виде шпона для облицовки дверей, мебели и т. п.

Ясень имеет светлую широкую заболонь, ядро его светло-бурого цвета. Древесина ясеня твердая, хорошо обрабатывается, отличается красивой текстурой, легко пропаривается и гнется. В судостроении ее применяют для изготовления деталей оборудования, эксплуатируемого в условиях повышенной влажности.

Древесина бука светло-желтая с розовато-красным оттенком; годовые слои и сердцевинные лучи хорошо видны на всех разрезах. Эта древесина твердая и прочная, хорошо обрабатывается и отделывается, поддается пропариванию, легко гнется, но в условиях повышенной влажности и переменных температур сохраняется плохо. В судостроении ее применяют в виде строганого шпона и для изготовления мелких деталей.

Древесина березы мягкая, белого цвета с легким красноватым оттенком, с незаметными годовыми слоями. Отличается высокой прочностью, особенно при ударных нагрузках, хорошо обрабатывается, но плохо раскалывается и нестойка против загнивания. Ее применяют для изготовления лущеного шпона, клееной и бакелизированной фанеры. Легко поддается имитации под ценные породы, хорошо окрашивается и отделывается.

Древесина ореха ядровая, твердая, с ясно выраженными годовыми слоями, хорошо обрабатывается и отделывается, отличается красивой текстурой. Применяется главным образом в виде строганого шпона. Особенно ценится ореховый наплыв (кап), дающий красивый рисунок на всех разрезах и применяемый при изготовлении художественных изделий.

Древесина клена прочная, твердая, белого цвета с желтым или красным оттенками, имеет красивое волнистое строение, хорошо обрабатывается и полируется. Для изготовления художественных изделий применяют древесину клена, отличающуюся большим количеством мелких сучков, похожих в разрезе на глазки птиц («птичий глаз»).

В ряду лиственных древесных пород особое место занимает бакаут, растущий в тропических лесах. Его древесина очень твердая, тяжелая, смолистая (маслянистая), с резким запахом ванили. Цвет ядра может быть от светло-коричневого до черного с темно-зелеными прожилками. Древесина бакаута очень устойчива к загниванию, но обрабатывается и отделывается плохо. В судостроении ее применяют для внутренней облицовки дейдвудных втулок валопроводов на некоторых судах и для изготовления ползунов и пильным рамкам лесопильных рам.