Сборка столярных изделий. Оборудование, используемое при сборке

Сборку столярных изделий выполняют по определенной технологической схеме. Перед сборкой в узлы детали рамочной конструкции проверяют на соответствие заданным размерам, устраняют имеющиеся дефекты и обрабатывают на шлифовальном станке внутренние плоскости. Затем соприкасающиеся поверхности шиповых соединений деталей промазывают клеем и укладывают в пневматическую сборочную вайму, в которой собирается узел.

Для более точной сборки узла рамочной или ящичной конструкции во внутренний его контур вкладывают металлический шаблон и обжим деталей производят до полного прилегания их внутренних плоскостей к этому шаблону.

Основным узлом в корпусной судовой мебели является щит с вклеенной лицевой обкладкой, облицованный шпоном или бумажно-слоистым пластиком.

Как правило, все узлы дополнительно обрабатывают на фрезерных, сверлильных и шлифовальных станках. На фрезерных станках им придают необходимые размеры и форму. Вначале создают базовую поверхность на одной из кромок, затем на остальных трех сторонах (в соответствующей цулаге — шаблоне). При необходимости профилирования кромок узел обрабатывают в специальной цулаге. На шлифовальных станках ШЛПС-2 или на широколенточных станках 2ШЛК-6 производят подготовку плоскостей и кромок под отделку.

Если конструкция изделия разборная, то для соединения узлов между собой в них сверлят отверстия под шканты и стяжки.

Общую сборку разборной корпусной мебели выполняют после лакирования или полирования поверхностей узлов. К узлам щитовой конструкции (например на левые и средние вертикальные стенки бельевых шкафов и вертикальные стенки тумбочек) устанавливают и крепят дополнительные детали (бруски для мебельных ящиков или полок), которые должны быть шлифованы до заданного класса шероховатости и покрыты лаком.

Сборку изделий рамочной или щитовой разборной конструкции выполняют на шканты и винтовые стяжки, а изделий неразборной конструкции — на шканты с клеем.

Прочность каркаса изделия достигают плотной пригонкой задней стенки по фальцам верхнего, нижнего и боковых щитов и креплением ее шурупами шагом не более 100—110 мм. Особое внимание должно быть уделено навешиванию дверей на петли. Во избежание перекоса дверных полотен необходимо, чтобы оси вращения петель были симметричны и строго параллельны обеим соединяемым кромкам.

В настоящее время судовую мебель собирают на полуавтоматических и автоматических линиях в пневматических ваймах, которые обеспечивают плотное прилегание узлов и точность расположения горизонтальных и вертикальных стенок относительно друг друга.

вайма для сборки шкафов
Рис. 11.1. Вайма для сборки шкафов
1 — станина; 2 — рычаг; 3 — стойка; 4 — шланг; 5, 6 — краны управления; 7 — поворотная рама

Вайма для сборки трехстворчатых шкафов (рис. 11.1) состоит из станины с поворотной рамой, двух сборочных пневмоприжимов и двух пневмоцилиндров для поворота и установки рамы в вертикальное или горизонтальное положение. Процесс сборки осуществляют следующим образом: сначала к боковым стенкам крепят дверки на петлях, затем все шипы и гнезда сопрягаемых деталей промазывают клеем, и детали укладывают в специальные гнезда сборочной рамы, включают пневмоприжимы сжатия и каркас шкафа склеивают. Если шкаф разборной конструкции, то его собирают без клея на винтовых стяжках. Включив пневмоцилиндры поворота, склеенный или собранный каркас вместе с рамой устанавливают в вертикальное положение. Затем пневмоприжимы отключают и каркас опускают на передвижной рольганг, который передвигает его на место окончательной сборки, где устанавливают полки, ящики, штанги для одежды и навешивают среднюю дверь.