Эксплуатация ножеточильных станков

Правильная регулировка механизмов, своевременная смазка, выполнение требований техники безопасности и рекомендаций по заточке ножей обеспечивают длительную безаварийную работу ножеточильных станков.

Точность автоматической подачи круга на врезание зависит от регулировки направляющих суппорта. Направляющие снабжены регулировочной линейкой, поджимаемой винтами. При чрезмерном поджиме линейки возможно кратковременное замедление подачи с последующим скачкообразным перемещением суппорта. При слишком свободном ходе суппорта возможно его самопроизвольное сползание от вибрации шлифовальной головки (шпинделя). При регулировке следует поочередно подтягивать винты, проверяя ход суппорта вращением маховичка ручной подачи. Регулировка произведена правильно, если при перемещении суппорта вниз маховичок вращается с небольшим, но хорошо заметным сопротивлением, а при перемещении вверх требуется умеренное усилие.

Направляющие каретки — ответственная и вместе с тем уязвимая часть ножеточильного станка. Отходы шлифования и пыль из воздуха в случае попадания под ролики каретки вминаются в направляющие и напрессовываются на них. Это приводит к ускоренному износу направляющих и нарушению прямолинейности шлифования. Для сохранения точности направляющих нужно периодически счищать с них грязь ветошью, а в конце смены протирать, промывать щетки-грязесъемники и следить за правильностью их установки. При длительных перерывах в работе направляющие смазывают машинным маслом, щетки предварительно приподнимают. Перед началом работы смазку нужно удалить. При ухудшении прилегания стальной защитной ленты к направляющим ее подтягивают. В случае попадания грязи под ленту необходима периодическая чистка. Для восстановления цельных направляющих требуется квалифицированная шабровка. Направляющие обрабатываются на заводе-изготовителе в сборе с корытом, поэтому при дополнительной обработке на станках их не снимают.

При появлении скосов на концах ножа нужно устранить люфт в подшипниковых узлах электродвигателя (шпинделя) шлифовального круга установкой компенсационных прокладок или заменой подшипника.

Шлифовальный круг перед установкой на станок нужно обязательно отбалансировать в сборе с зажимными фланцами или планшайбой. Фланцы и планшайба имеют кольцевой паз и сухари-грузики в нем для статической балансировки. Для балансировки применяют плоско-параллельные или дисковые приспособления. Дисковое приспособление не требует строго горизонтальной установки. После частичного износа круга иногда необходима повторная балансировка. Появление неуравновешенности можно обнаружить по звуку и ощущаемой наощупь вибрации электродвигателя или шпинделя. Работа плохо отбалансированным кругом ухудшает качество заточки, ускоряет износ механизмов станка и может вызывать сползание суппорта даже при правильно отрегулированных направляющих.

В процессе заточки образуется значительное количество отходов шлифования, которые уносятся охлаждающей жидкостью в бак станка. Скапливаясь на дне отстойника, они нарушают доступ жидкости к электронасосу. Чистить бак следует через 1—3 недели в зависимости от загрузки станка. Жидкость предварительно сливается.

Регулярная смазка рекомендованными смазочными материалами— важнейшее условие долговечности станка. Точки смазки, периодичность смазки и марки смазочного материала указываются в руководстве по эксплуатации станка. Основные требования: ежесменно смазываются индустриальным маслом 20 по ГОСТ 1707—51 толкатель храпового механизма подачи врезания, опоры поворота стола, опоры поворота быстродействующего зажимного устройства, направляющие суппорта; ежемесячно смазываются солидолом Л по ГОСТ 4366—64 редуктор поворота стола и винтовая пара механизма подачи врезания. Подшипники электродвигателей смазывают 1 раз в 3 месяца этим же солидолом. Остальные точки смазки набивают солидолом при ремонтах.

Во время ремонтов все смазочные поверхности и масляные емкости промывают бензином или керосином. После 10 дней эксплуатации вновь поступившего станка рекомендуется сменить масло в коробке передач.