Техника безопасности при работе на заточных станках

Несмотря на большое разнообразие заточных станков и процессов шлифования, основные условия безопасной работы на них можно свести к следующим общим правилам, которые необходимо строго соблюдать:
1. Хорошо знать устройство всех механизмов станка и его обслуживание.

2. Работать только на исправном и заземленном станке.

3. При установке абразивного круга надо строго соблюдать правила установки и испытания абразивных кругов (см. главу III и правила установки круга).

4. Абразивные круги на заточных станках должны быть ограждены кожухами из листового железа толщиной 3—5 мм.

5. Перед началом работы заточный станок необходимо опробовать на холостом ходу. Убедившись в исправности станка, можно приступить к заточке инструмента.

6. При ручной подаче затачиваемого инструмента необходимы подручники. Зазор между подручником и абразивным кругом не должен превышать половины толщины обрабатываемого инструмента, но и не более 3 мм.

7. Для предохранения глаз от абразивной и металлической пыли заточный станок должен быть снабжен козырьком из прозрачной пластмассы. Если козырька нет, работать нужно в очках из небьющегося стекла или пластмассы.

8. Во избежание несчастного случая из-за разрыва абразивного круга при заточке запрещается находиться перед кругом в плоскости его вращения.

9. Строго соблюдать установленный режим заточки.

10. Чистку, смазку, регулировку и ремонт заточного станка можно выполнять только при остановленном шлифовальном круге.

11. Пусковые и выключающие устройства заточных станков должны быть расположены рядом с рабочим местом и снабжены надписями.

12. На заточных станках, работающих без охлаждающей жидкости, для улавливания и удаления абразивной и металлической пыли должны быть установлены пылесосы.

13. При временном прекращении работы заточный станок следует немедленно выключить. По окончании работы станок ежедневно следует очищать от пыли.

Правила установки круга на станке. Круг необходимо устанавливать так, чтобы его плоскость была перпендикулярна оси вала. Между фланцем и кругом необходимо ставить прокладки из эластичного материала (плотный картон, резина и т. д.) толщиной 0,5—3 мм, в зависимости от диаметра круга. Прокладки должны перекрывать всю зажимную поверхность фланца и выступать наружу на 4—5 мм. Диаметр зажимных фланцев должен быть не менее 1/3 диаметра круга. Нельзя допускать чрезмерного затягивания круга между фланцами, так как это может вызвать трещины.