Иногда и сила привычки дает осечку

На одном цементном заводе была большая камнедробилка, приводившаяся в движение электродвигателем с контактными кольцами значительной мощности. Двигатель имел реостатный пуск и включался при помощи автоматического включателя. Этот объект почти двадцать лет обслуживал один рабочий, и за все эти годы работа его была безупречной.

Но однажды электроснабжение было нарушено. Работа на цементном заводе приостановилась, остановилась и дробилка. Старый рабочий выругался и недовольный отошел от агрегата, не подготовив двигатель к новому пуску. Автоматический выключатель остался включенным, и у ротора двигателя кольца остались замкнутыми и щетки поднятыми.

Неожиданно подача тока была возобновлена, раздался страшный взрыв. Мотор, соединенный с доверху наполненной дробилкой, вызвал необычно большую токовую нагрузку. Масляный выключатель двигателя выдержал эту нагрузку и автоматически выключил двигатель только после определенного срока. Однако этого времени было достаточно для того, чтобы на чугунной распределительной доске взорвались пробки, предохранявшие кабельный ввод к двигателю. В результате взрыва пробок возникло замыкание между всеми тремя фазами. Замыкание через соединительное отверстие распространилось в ячейку главных сборных шин, и там произошел такой взрыв, что была выбита тяжелая чугунная крышка ячейки главных шин, закрепленная четырьмя массивными стальными болтами. Взрыв был настолько сильным, что тяжелая крышка пробила стальную конструкцию заводского окна, находившегося на расстоянии 5 ж от распределительного щита, вылетела в окно и упала в дальнем конце заводского сада.

Старый рабочий едва не заплатил жизнью за свою забывчивость. В критический момент он стоял у самого распределительного щита, и крышка пролетела над его головой на расстоянии полуметра.

Анализ
Я убежден, что случай, происшедший из-за недосмотра старого рабочего, действительно был исключением, но пуск больших асинхронных электродвигателей с кольцами при неопущенных щетках наносит нашему хозяйству большой ущерб. Поэтому производители таких двигателей должны были бы направить свои усилия на то, чтобы снабдить их соответствующими предохранителями, а не полагаться при пуске двигателей на бдительность людей. Тогда не повторятся случаи, подобные описанному. Ведь для этого достаточно сделать две пары блокирующих контактов, которые стоят всего несколько крон, и проблема будет решена!