Раскатка проводов

Выбирают способ раскатки в зависимости от проходимости трассы, имеющихся механизмов и других местных условий: раскатку с помощью передвижных наземных самоходных или прицепных механизмов; вертолетами; тяжением с козел волочением по земле и раскаточным роликам; раскатку под тяжением.

При первом способе барабаны с проводом размещают на тракторном или автомобильном прицепе либо навешивают на трактор или на платформу автомобиля так, чтобы барабаны могли свободно вращаться и при необходимости было обеспечено торможение каждого барабана во избежание самопроизвольного (по инерции) вращения, раскручивания проводов и их порчи. Без постоянного притормаживания провода допускается раскатывать только при малой скорости - до 6 км/ч.

Раскаточный механизм устанавливают в начале линии, концы проводов со всех барабанов крепят к якорю (или фундаменту первой опоры) и начинают движение машины по трассе воздушной линии электропередач. Провода с барабанов, опускающиеся на землю по мере движения, поднимают на раскаточные ролики, подвешенные к очередной проходимой машиной опоре. Это облегчает дальнейший монтаж и обеспечивает сохранность проводов. Способ дает хорошую производительность, но его нельзя применять в случаях, когда овраги и другие препятствия затрудняют передвижение раскатчика по трассе. Трудно этим способом раскатать средний провод на линиях с некоторыми конструкциями опор (типа "Рюмка" или П-образных на оттяжках). Тогда выбирают один из следующих способов.

Раскатка волочением за концы проводов с барабанов, установленных на неподвижные раскаточные приспособления, осуществляется любым тяговым механизмом. Тягач передвигают по трассе, останавливая у каждой опоры для подъема раскаточных роликов и проводов. При этом способе волочение проводов по земле, снегу вызывает сильное трение, которое может повредить провода, особенно при волочении через камни, фундаменты и оттяжки опор. Поэтому приходится устанавливать защитные приспособления.

При раскатке под тяжением поднимают на опоры вспомогательный легкий канат и затем с его помощью раскатывают по роликам провода в натянутом состоянии, не опуская их на землю. Этим обеспечивается сохранность проводов, облегчается монтаж на переходах через препятствия и в результате может отпасть необходимость переустройства пересекаемых линий электропередачи и связи. Но этот способ требует применения специальных раскаточных, тормозных и намоточных механизмов и поэтому распространен еще мало.

Раскатка проводов вертолетами также пока не получила широкого применения, однако накопленный опыт показал возможность значительного ускорения работ по сравнению с другими способами раскатки. Возможна раскатка двух-трех барабанов, помещенных под вертолетом на его внешней подвеске. Конец провода с каждого барабана закрепляют в начале участка раскатки и ведут раскатку путем естественного сматывания проводов с барабанов при движении вертолета. Применяя специальные приспособления, при высокой квалификации пилота удается по ходу раскатки укладывать провода в ролики, укрепленные на опорах.