Сохранение урожая и плодородных верхних слоев земли

В районах активного земледелия можно избежать потрав и не наносить вреда плодородию почвы, если строительство осуществлять в период, когда земля защищена снежным покровом. В другие периоды можно вместо обычных тракторов, наносящих наибольший ущерб почве, применять специальные электросетевые монтажные механизмы, оказывающие лишь небольшое давление на единицу поверхности грунта. Это уменьшит число машин и, в свою очередь, сократит размеры площадок для механизмов на трассе, уменьшит расход горючих и смазочных материалов, отходы которых загрязняют почву.

Стоимость потрав, если они неизбежны, включается в сметы на сооружение или на ремонт воздушных линий электропередач. За счет этого выплачивается компенсация ущерба, нанесенного при производстве работ владельцам посевов. Если допущены излишние потравы, то убытки могут быть взысканы с организаций, сооружающих или эксплуатирующих воздушные линии электропередач, а также с виновных лиц, например с руководителей, давших распоряжение ездить по посевам, или с трактористов, проехавших по посевам без необходимости разрешения.

Ущерб природе значительно уменьшается при правильном выборе строительных конструкций и технологии монтажных работ. Так, при выборе малогабаритных конструкций опор (например, одностоечных железобетонных или деревянных) и установке их в сверленые котлованы почва нарушается на меньшей площади, чем при выборе металлических опор, устанавливаемых на громоздкие сборные фундаменты.

При раскатке проводов наиболее распространенным теперь методом волочения уплотняется и разрушается почва, снижается ее плодородие, уничтожается верхний защитный покров земли, начинается эрозия почв, а в горах образуются оползни. Разрушают почву и тяжелые раскаточные тележки. Этого можно избежать, применив способ раскатки проводов под тяжением без опускания на землю, использовав специальные раскаточные устройства, опытные образцы которых уже выпущены, либо вертолеты.

Если линия проходит по сельскохозяйственным угодьям, то земли, временно занятые для устройства подъездных дорог и для производства монтажных работ, нужно затем привести в прежнее состояние, т. е. рекультивировать их. Это весьма трудоемкая и дорогостоящая (около 2 тыс. руб. на каждый километр трассы) работа, связанная с доставкой плодородной земли для нарушенного верхнего слоя. Убытки для государства этим не исчерпываются, так как в период строительства с отведенных площадей не собирается урожай. Всех этих расходов и убытков можно избежать, если строительно-монтажные работы выполнять с помощью летательной техники. Порчу земли на временно отводимых площадях (превышающих в 10 раз площади постоянного отвода земли) и расходы на рекультивацию исключаются почти полностью при применении вертолетов для доставки к пикетам конструкций и механизмов и при вертолетном монтаже опор и проводов по технологии работ, уже разработанной, опробованной и применявшейся на отдельных объектах.

Отвод земель для строительства линий электропередачи достигает в нашей стране громадных площадей, превышающих общую площадь иных стран с населением в миллионы людей. После строительства временно очужденная земля большей частью возвращается сельскому хозяйству, но все же большие площади отчуждаются на постоянное время для эксплуатации воздушных линий электропередач. Остаются также охранная зона и зона влияния электрического поля, в которых использование земель и пребывание людей ограничены. На пахотных землях иногда остаются опоры ВЛ, мешающие проезду и работе сельскохозяйственных машин.

Сокращение площадей отводимых земель может быть в дальнейшем достигнуто освоением компактных конструкций линий и заменой воздушных линий на подземные кабельные. В настоящее время такое сокращение достигается прежде всего заменой нескольких воздушных линий электропередач, идущих параллельно, одной многоцепной, использованием существующих трасс для сооружения линий более высокого напряжения, увеличением напряжения воздушных линий электропередач.

Так, необходимая для ВЛ 500 кВ полоса земли в пределах охранной зоны (или зоны влияния электрического поля) на 25% меньше, чем для нескольких цепей ВЛ 220 кВ, имеющих в сумме ту же пропускную способность, для ВЛ 750 кВ на 15% меньше, чем для ВЛ 330 кВ, для ВЛ 1150 кВ в 1,5 раза меньше, чем для нескольких ВЛ 500 кВ, необходимых для передачи того же количества электроэнергии.