Страницы: 1 2

Транспортные и такелажные работы

Транспортные работы - это перевозка грузов и людей, а такелажные - это погрузка, разгрузка, подъем и удержание в поднятом состоянии, опускание и перемещение различных грузов. Эти работы составляют значительную часть всех работ по сооружению воздушных линий электропередач. Они начинаются при получении конструкций и материалов с заводов-изготовителей или баз снабжения.

Такелажные работы составляют часть монтажных работ. Например, такелаж и подъемные механизмы необходимы при сборке и установке опор, натяжении и подъеме на опоры проводов и грозозащитных тросов, монтаже оттяжек. Поэтому участие в монтажных работах машинистов специальных машин и в такелажных работах электролинейщиков входит в квалификационную характеристику рабочих указанных профессий. Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы иногда совмещаются с монтажными. Легкие опоры можно прямо "с колес" устанавливать грузоподъемными кранами в котлованы, а детали и узлы тяжелых опор разгружать к местам установки так, чтобы их не надо было дополнительно транспортировать при монтаже. С помощью раскаточных тележек барабаны с проводом и тросом доставляются на трассу (рис. 5) и без разгрузки монтируются, после этого пустые барабаны доставляются на тех же тележках на базу.

тягач с прицепом
Рис. 5. Перевозка грузов автомобильным транспортом:
а - тягач с прицепом доставил на трассу воздушной линии электропередач железобетонные стойки опор; б - тягач с прицепом для перевозки и раскатки шести барабанов с проводом

В настоящее время в электросетевых трестах и мехколоннах существуют различные схемы организации транспортных работ. По основной схеме в каждом тресте организуется автотранспортная контора, которая по договорам с мехколоннами осуществляет перевозки всех массовых грузов. При этом в мехколоннах остается небольшое число автомобилей для перевозки людей и мелких грузов. По другой схеме мехколонны имеют свой транспорт, сами обеспечивают перевозки, эксплуатацию и ремонт машин. Могут быть и промежуточные схемы, когда мехколонны имеют свой транспорт, но при необходимости используют и централизованный транспорт.

Весьма сложна организация перевозки грузов на Севере, особенно на болотистых участках трассы, занимающих в ряде местностей (например, север Тюменской области) значительную часть территории. При этом зимний период занимает около 9 месяцев при низких температурах воздуха, и все-таки в этой местности часто встречаются плохопромерзшие болота.

Зимой для движения наземных транспортных средств используют временные дороги (зимники), а в местах пересечения водных преград -ледяные переправы. Зимники - это специальные дороги, сооружаемые по особым правилам и проектам, с инструментальным закреплением трассы, искусственным промораживанием отдельных плохопромерзающих болотистых участков и постройкой простейших мостов. На ледяных переправах иногда применяется намораживание льда с доведением его толщины до обеспечивающей безопасное передвижение транспортных средств с грузом. Имеется опыт перевозки по таким переправам тяжеловесных грузов, в частности автотрансформатора массой 137 т при общей массе транспортного средства 200 т.

В холодное время года перевозки по зимникам сложны и опасны, так как частые снежные бураны могут полностью нарушить транспортные связи баз снабжения со строителями, находящимися на трассе воздушной линии электропередач. Работы приходится организовывать в три смены, чтобы не останавливать моторы механизмов, которые потом трудно заводить. По соображениям безопасности в отдаленные от населенных пунктов места направляют колонны не менее чем из двух-трех механизмов. Организуют пункты обогрева и обеспечивают борьбу со снежными заносами на трассе. Предусматривают также электрическое освещение рабочих мест.

На хорошо промерзающих грунтах и болотах обычно сооружают однопутные снежно-ледяные дороги с шириной дорожного полотна от 4 до 7 м и толщиной покрытия 0,2-0,35 м.

На плохо промерзающих зимой болотах, а также при летних перевозках по болотистым трассам, когда плотность грунта, глубина болота или другие особенности трассы не допускают передвижения по грунту транспортных механизмов, проектом производства работ может быть предусмотрено устройство лежневых дорог либо использование вертолетов и машин на воздушной подушке.

Имеются различные типовые конструкции лежневых дорог для торфяных болот. Выбор одной из конструкций зависит от плотности, влажности и несущей способности грунта и других местных условий. Обычно для лежневой дороги выстилается настил из хвороста и лесосечных отходов шириной порядка 4,5 м (на один путь), толщиной в среднем 15 см.

По настилу поперек оси дороги укладывают через каждые 0,5 м лаги-бревна диаметром 12-14 см, длиной по всей ширине дороги. Затем к лагам крепят с помощью стальных ершей колесопроводы, т. е. две четверки уложенных рядом бревен, с расстоянием от оси дороги до каждой четверки по 0,5 м. Между колесопроводами образуется, таким образом, расстояние 1 м, а между осями колесопроводов -2 м, что соответствует расстояниям между колесами различных грузовых автомобилей и колесами или гусеницами тракторов. Дополнительные поперечные бревна применяют в зависимости от типа дороги.