Фонтаны в Москве

В Москве до XVIII века были лишь небольшие фонтаны в царских садах в Кремле.

В начале XVIII века некоторые петровские вельможи расширяют и строят вновь дома-дворцы в Москве с садами, фонтанами и прудами. Князь Гагарин строит дом на Тверской улице (до нашего времени не сохранился); в парке, раскинутом за домом, устраиваются фонтаны.

В 1723 году Петр I покупает у родственников графа Головина старый дворец за Яузой, в Лефортове, ломает его и на этом месте строит новый. Перед дворцом разбивается прекрасный сад и выполняются сложные гидротехнические работы, устраиваются каналы и пруды.

Впоследствии Растрелли в этом саду выполняет большие работы но сооружению фонтанов.

В реестре своих работ, опубликованных З. Батовским, Растрелли, перечисляя построенные им здания, пишет о сооружении дворца, приуроченного к коронации Анны: „Я построил большой двухэтажный деревянный дворец, на каменных подвалах,  названный  Анненгоф, фасад которого, обращенный к Москве, имел 100 туаз длины, не включая пандусов, которые были на дворе и имели длину 60 туаз.

...Вокруг этого большого здания был разбит сад со стороны деревни, точно так же, как терраса напротив дворца вся из дикого камня со спуском, внизу которого был сделан цветочный партер с пятью бассейнами, с фонтанами, украшенными вазами и статуями, все позолоченное...*
В этом дворце, построенном за Яузой, впервые в Москве были произведены большие гидротехнические работы с устройством девяти прудов, каналов общей протяженностью в 3758 м, со множеством фонтанов, каскадов и несколькими гротами. Вода для парка была проведена по каналу из реки Пехорки. Этот центральный канал, облицованный камнем, тянулся до Яузы. В сооружении замечательного грота, выполненного по проекту Растрелли, принимали участие его отец и брат.

Другой вариант проекта грота был разработан Ф. Шаниным.

Гроты являлись почти неизбежным атрибутом садово-парковой архитектуры эпохи барокко. Внутри чаше всего устраивался водомет в виде маскарона с чашей или небольшой фонтан. Гроты богато отделывались, наподобие морских пещер, туфштейном, разноцветными морскими раковинами и украшались скульптурными изображениями. Устройство этих гротов в наших климатических условиях было делом трудным, требовавшим специальных знаний и опыта, без чего сооружения эти быстро разрушались; выполняли работы специальные мастера „гротического дела".

После вступления на престол Елизаветы Петровны Растрелли опять поручают подготовить „все к коронации", и он неподалеку от Анненгофа строит другой деревянный дворец.

В пункте 19 своего реестра он пишет: в центре фонтан, украшенный множеством бьющих струй, вокруг которого был сооружен стол в форме императорской короны, все это позолоченное, освещенное несколькими тысячами стеклянных лампионов; на большой площади, напротив дворца, я выстроил большую пирамиду с призмами и большой фонтан из вина" *.

Значительное количество фонтанов было и в подмосковных дворцах. В богатых помещичьих усадьбах они служили существенным элементом для декоративного оформления парков.

Пруды, каналы, монументальные плотины с каскадами, множество сооружений камерной архитектуры украшают и в настоящее время парки в Архангельском, Кускове, Марфине, Царицыне и других местах.

В творчестве крепостных архитекторов, создавших большинство подмосковных парков, фонтаны занимали видное место.

Архитектор А. Ф. Миронов (1745—1808), крепостной Шереметевых, выполнивший много работ в Кускове, оставил нам рисунок каскада и грота в Кускове, сделанный им с натуры в конце XVIII века (рис. 30). Этим каскадом заканчивался большой канал длиною около 350 м вырытый в 1755 году.

Архитектор Простаков (1748—1853), по словам Витберга, „знавший не токмо собственно по архитектуре, но и по инженерной и гидравлической части", архитекторы В. Я. Отрижаков (1780—1819) и С. Г. Сумаковский, работавшие в Архангельском, и многие другие, имена которых, к сожалению, не сохранились, создали прекрасные дворцы и парковые ансамбли.

* Зигмунд Батовский Новые материалы об архитекторе Растрелли. Львов, 1939.