Фонтаны Петергофа

В течение XVIII—XIX веков крупнейшие зодчие России проектировали и строили много фонтанов.

Проект монументального фонтана с широким привлечением пластики был разработан В. И. Баженовым (1737—1799) для неосуществленного увеселительного императорского „на Екатерингофском месте дома".

Много проектов фонтанов оставил А. Н. Воронихин (1759—1814). Построенный им в 1806 году фонтан в Пулкове на склоне холма, обращенном к Петербургу, является лучшим сооружением камерной архитектуры в окрестностях города.

Интересен проект фонтана в Петергофе, выполненный тем же мастером.

В замечательном документе русской культуры первой половины XVIII столетия, в первом архитектурном трактате, именуемом „Должности Архитектурной Экспедиции", вопросу устройства фонтанов посвящен отдельный пункт „О проводе в приличных местах для фонтанов воды". В нем пишется: „Для удобнейшего удовольствия и красоты города подлежит на знатных площадях и в пристойных местах города сделать публичные фонтаны"; и далее говорится о необходимости выбора места, откуда будет забираться вода, о необходимости составления проекта и определения и «во что провод оной воды стать может и для содержании ежегодно, что для того будет потребно»1. Особые пункты об установке насосов, о прокладке подземных труб, детально излагающие все необходимые мероприятия для строительства, говорят о высоком уровне строительной техники того времени и о солидных гидротехнических знаниях составителей „Должности".

В течение всего XVIII века строительство фонтанов в России продолжается; фонтаны сооружаются в Петербурге, Москве, в императорских дворцах и парках, в имениях знати, достигая нередко исключительной архитектурной выразительности. Наиболее ярким примером могут служить фонтаны Петергофа, построенные в основном в первой половине XVIII века по приказу Петра I.

В течение более двух столетий архитекторы Броунштейн, Леблон, Земцов, Растрелли, Микети, Кваренги; скульпторы Вассу, Изохтин, Лабзин, Пино, Сидоров, Шубин, Козловский, Толстой; мастера фонтанных, литейных и каменных резных дел и тысячи талантливых крепостных мастеров создавали садово-парковый ансамбль Петродворца с его изумительными фонтанами, по праву считающимися лучшими в России.

„Это — резиденция царя морей. Фонтаны в Петергофе не придаток, а главное. Они являются символическим выражением водяного царства, тучей брызг того моря, которое плещется у берегов Петергофа.

... Чудно хорош и поэтичен Петергоф, живой свидетель самых блестящих и самых трагических страниц русской истории и сам по себе прекрасный художественный памятник XVIII века, на создание которого положили свои усилия мастера того времени" (А. Бенуа).

Впервые о Петергофе упоминается в указе Петра 1 от20 ноября 1707 года, в котором говорится о наряде 40 000 рабочих к весне будущего года для производства строительных работ в Петербурге, Кронштадте и Петергофе.

Петр уделял много внимания Петергофу. Стремясь к тому, чтобы резиденция русских императоров была не хуже, чем у западноевропейских монархов, он осуществляет такой архитектурный ансамбль, который „зело первейшим монархам приличествует".

Давая достаточно категорические указания мастерам об устройстве различных сооружений в Петергофе, Петр активно влиял на архитектурный замысел, находя время на разработку детальных условий на проектирование и строительство фонтанов, примером чего могут служить собственноручные письменные распоряжения, с указанием на плане, где и какие сооружения надлежит строить:
„В Монплезире, посредь огорода, на перекрестке фонтану № 1, а где 4 — статуи золоченые сделать, под них железные подставки, под каждую четыре из толстых связей и около них круглые медные точеные пьедесталы не толстые, вызолотя поставить и воду пустить, дабы ) под ног вода лилась к земле гладко, как стекло.

.. Кашкаду марморовую против малой Марлинской, с малым гротом дикою горою против модели, перед нею узорчатый мост с покрытым водяным ходом. У сей горы смотреть, чтоб две старые домы или руины были о двух или о трех этажах, и чтоб малы не казались перед горою сделана была пропорция.

...Перед большой кашкадой делать историю Еркулову, который деется с гадом седмиглавым, называемым гидрою, из которых голов будет идти вода по кашка дам...

Наверху у Марлинской кашкады против Монплезира делать телегу Нептунову с четырьмя морскими лошадями, у которых изо ртов пойдет вода и будет литься по кашкадам и уступам делать тритоны, якобы играли в трубы морские и действовали бы те тритоны водою и образовали бы разные игры водяные..."2

1 Архитектурный архив, т. 1. Изд. Академии архитектуры, 1946.

2 Москва. Центроархив, книга 61, л. 286—290.