Настройка, контроль работы и уход за пескометами

Настройка пескомета. Самой важной частью пескомета является метательная головка, в которой вращаются один или два ковша (см. рис. 89, 90). Для равномерного уплотнения формовочной смеси в опоке следует отрегулировать режим поступления смеси с ленточного транспортера малого рукава в ковши головки, обеспечить требуемую окружную скорость ее ротора 2 и требуемую высоту падения смеси в опоку.

При нормальной работе метательной головки формовочная смесь должна поступать в ковш, а не в зазор между кожухом и метательным устройством (см. рис. 89). Для качественного уплотнения смеси этот зазор не должен превышать 0,5 мм. При этом следует иметь в виду большой износ ковшей (стойкость 1—2 смены) и дуги-уплотнителя (стойкость 6—12 смен).

Плотность набивки форм зависит от окружной скорости ротора головки и должна быть больше при изготовлении форм для стальных отливок, чем для чугунных. Эта скорость в первом случае бывает около 40 м/с, а во втором — около 30 м/с. Изменение окружной скорости достигается путем замены двигателя метательной головки.

Требуемая плотность набивки форм зависит от высоты падения смеси в опоку. С учетом этого перед началом работы необходимо с помощью гидравлического цилиндра 13 (см. рис. 97) установить головку на определенном уровне, отвечающем высоте набиваемых опок. При формовке высоких опок метательную головку следует поднимать при помощи гидравлического цилиндр на 9 (см. рис. 96) по мере изменения уровня смеси в набиваемой полуформе.

Правила эксплуатации пескомета. Чтобы обеспечить требуемое качество уплотнения смеси в опоке и долговечность работы пескомета, формовщик обязан соблюдать следующие основные правила его эксплуатации:
подача формовочной смеси в метательную головку должна быть равномерной и осуществляться транспортным устройством непрерывно;
ротор с закрепленным на нем ковшом должен быть отбалансирован. Масса применяемых ковшей должна быть постоянной с отклонением в пределах ±5 г;
при увеличении зазора между сменной дугой метательной головки и ковшом свыше 0,5 мм эти детали должны быть заменены;
оси поворота большого и малого рукавов должны быть установлены строго вертикально. Произвольный поворот рукавов недопустим;
при вытянутых в одну линию рукавах, а также при расположении оси малого рукава относительно оси большого рукава под углом, прогиб головки не должен превышать 5 мм;
необходимо регулярно следить за состоянием транспортных лент; при замене их новыми необходимо обеспечить правильное соединение концов ленты и нормальную натяжку. Натяжение транспортных лент осуществляется путем перемещения натяжных роликов большого и малого рукавов при помощи натяжных устройств;
электрооборудование должно быть защищено от пыли. Для этого необходимо следить, чтобы дверцы шкафов управления и распределительных коробок были плотно закрыты и притянуты винтами. Не реже одного раза в месяц надо продувать аппаратуру и электродвигатели сухим сжатым воздухом;
необходимо систематически проверять затяжку крепежных деталей.

Подготовка пескомета к работе. Подготовленный к пуску пескомет должен быть опробован вначале на холостом ходу, для чего раздельным пуском механизмов проверяют правильность работы основных органов машины. Сначала включается метательная головка и первая лента, потом вторая лента, черпаковый элеватор, вибрационное сито и скребковая лента под бункером и т. д. При выключении последовательность обратная. Для предупреждения неполадок при работе пескометы оборудованы электрической блокировкой.

Уход за пескометами. Регулярная смазка и очистка являются непременным условием надежной работы пескомета. Приводим основные правила, которые формовщик обязан соблюдать как хозяин пескомета:
необходимо регулярно производить смазку трущихся деталей. Смазка должна производиться в строгом соответствии со схемой и картой смазки;
эксплуатация гидравлического привода должна производиться на чистом минеральном масле марок: Индустриальное 20 или Турбинное Л при температуре 10—50° С. Масляный бачок должен быть заполнен маслом полностью. По всей гидравлической сети должна быть обеспечена полная герметичность соединений. Давление в системе регулируется с помощью пружины разгрузочного клапана;
в конце каждой смены необходимо очищать метательную головку, ленточные транспортеры, приемные воронки и другие детали пескомета от смеси. Для этой цели пускают машину на 1— 2 мин на холостой ход;
оставлять формовочную смесь в сменном бункере на продолжительное время не рекомендуется во избежание слеживания ее и высыхания.

Уход за пескометами описан ниже.

Ежедневно перед началом смены: смазать подшипники колес и привода тележки, подшипники ведущего и натяжного шкива опорных роликов скребковой ленты, осей вибрационного сита; смазать подшипники ведущих и натяжных шкивов, опорных роликов ленточных транспортеров; наполнить маслом масленки метательной головки; проверить наличие масла в корпусах передач.

Ежедневно после окончания смены: очистить метательную головку; проверить износ метательных лопаток; отрегулировать зазор между лопаткой и уплотнителем, очистить приводные и натяжные шкивы и опорные ролики от налипшей формовочной смеси; очистить воронки и ссыпной желоб черпакового элеватора, натяжной и ведущий шкивы.

Один раз в неделю: проверить винты и клинья в метательной головке; проверить ленты транспортеров; проверить сита; очистить бункера; проверить затворы бункеров; проверить электропроводку, предохранительные устройства и изоляцию кабеля и заземлений.

Один раз в месяц: очистить роликовые цепи керосином и смазать их подогретой смесью графита, вазелина и масла.

Один раз в три месяца: удалить масло из корпусов передач, промыть корпуса и наполнить их маслом.

Один раз в полгода: демонтировать все подшипники качения, промыть их керосином и набить густой смазкой; очистить электромоторы; проверить электрическую часть.