Организация процессов пескометной формовки

Организация процессов пескометной формовки может быть разнообразной и зависит от ряда факторов:
типа пескометов (стационарный, передвижной); способа доставки смеси к пескомету (ленточным транспортером из центральной смесеприготовительной установки, съемным бункером);
степени механизации производственных процессов литейного цеха (наличие или отсутствие конвейеров, карусели, поворотно-вытяжной машины для извлечения модели из формы и др.).

организация производства крупных форм на участке  пескометной формовки
Рис. 152. Организация производства крупных форм на участке пескометной формовки:
1 — пескометы модели 296М, 2 — формовщики, 3 — полуформы, 4 — электротележки для передачи отливок на участок финишных операций, 5 — выбивная решетка, 6 —участок охлаждения залитых расплавом форм, 7— участок сборки форм, 8 — консольные электрические крапы, 9 — сборщики форм, 10— тележки для доставки стержней на участок сборки форм, 11 — мостовые электрические краны

На рис. 152 схематически изображен план размещения оборудования в формовочно-сборочном пролете литейного цеха, производящего тяжелые чугунные отливки. Полуформы 3 изготавливает бригада формовщиков 2, в ведении которой находятся два консольных пескомета 1 модели 296М. На участке формовки А полуформы полностью изготавливаются, самоупрочняются (делаются из пластичных самотвердеющих смесей) и отделываются, после чего передаются на участок сборки Б. На сборочном участке полуформы 7 подвергаются контролю, а затем проходят сборочные операции, выполняемые сборщиками 9. Стержни к местам сборки форм доставляют из стержневого отделения тележками 10. Собранные формы заливают расплавом и выдерживает определенное время, необходимое для предварительного охлаждения отливок. Для окончательного охлаждения отливок формы 6 устанавливают в среднюю часть пролета. Выбивка форм производится на выбивной решетке 5, после чего опоки передаются на формовочный участок, а отливки — в очистное отделение электротележкой 4. Все подъемно-транспортные операции выполняются мостовыми И и консольными 8 кранами.

механизированная линия пескометной формовки
Рис. 153. Механизированная линия пескометной формовки:
1 — карусель, 1 — газовая установка для подсушки форы, 3 — механизированный рольганг, 4 — кнопочный пульт управления, 5 — кантователь, 6 — пескомет

На рис. 153 показана механизированная линия пескометной формовки Электростальского завода тяжелого машиностроения, предназначенная для изготовления полуформ с габаритными размерами до 3500X2500X900 мм. На замкнутом кольцевом рельсовом пути карусели 1 при помощи специального механизма перемещается шесть тележек с модельной оснасткой, образующие шесть позиций механизированной линии. На первых трех позициях производится установка моделей на координатную плиту, опок и крючков; на четвертой — набивка полуформ пескометом 6 типа 296М; на пятой — подтрамбовка (если это необходимо) верхнего слоя, срезание излишка формовочной смеси и накалывание газоотводных каналов; на шестой — кантовка полуформы, извлечение моделей и скатывание ее по наклонному рольгангу на приводной рольганг 3. По этому рольгангу полуформы направляют в установку 2 для подсушки, а затем мостовым краном транспортируют к месту сборки и заливки на полу цеха. Кантователь 5 состоит из двух подковообразных скоб радиусом 2,5 м, связанных внизу между собой рамой и участком рельсового пути карусели. После поворота кантователя 5 на 180° модель извлекается и полуформа сталкивается на рольганг. На приводном рольганге 3 формы отделывают, прошпиливают и окрашивают. Кнопочный пульт 4 служит для управления движением карусели и работы кантователя.

Производительность линии четыре полуформы в час. Применение координатных модельных плит дает возможность на этой линии изготовляв полуформы даже для индивидуальных отливок.

При получении средних отливок в условиях массового поточного производства набивка форм производится непосредственно на конвейере стационарными пескометами типа 293. Такая организация процесса пескометной формовки отличается наибольшей простотой, так как не требует дополнительной установки карусели.