Уход за формовочными машинами

Формовщик обязан содержать машину в постоянной готовности к работе и систематически ухаживать за ней: обеспечивать нормальный воздушный режим, чистить, смазывать и проверять состояние отдельных деталей и механизмов.

Нормальный воздушный режим. В машину воздух должен подводиться под давлением 5—6 атм. При недостаточном давлении воздуха машина плохо встряхивает стол и не прессует смесь, а при излишнем давлении форма переуплотняется. Кроме того, при избыточном давлении воздуха перегружаются и быстро выходят из строя резиновые шланги.

Сжатый воздух всегда содержит в себе некоторое количество воды (особенно в зимние месяцы). Так как при использовании влажного воздуха машина ржавеет, а цилиндр и поршень преждевременно приходят в негодность, вначале трубопровода сжатого воздуха машины включают влагоотделитель. Перед началом смены у влагоотделителя открывают спускной кран для удаления воды. При  длительных остановках и после окончания смены воздух из машины должен выпускаться. Для выпуска воздуха достаточно закрыть подвод сжатого воздуха в машину и включить вибраторы.

Чистка машины. При работе на формовочной машине необходимо тщательно следить за ее чистотой. Попадающую на модельную плиту и части машины формовочную смесь необходимо систематически сдувать сжатым воздухом. Нельзя допускать проникновения формовочной смеси в котлован (из-за неисправности пола), так как это нарушит работу встряхивающе-прессового механизма. Кроме того, следует протирать машину периодически (один раз в полгода), производить чистку сопла и перепускных отверстий, удалять осадок и грязь под прессующим поршнем.

Смазка машины. Трущиеся детали машины (направляющие штифты, подшипники валов, цапфы поворотного стола и др.) следует регулярно смазывать тем сортом смазки, который указа» в ее паспорте в разделе «Смазка». Особенно тщательно смазывают направляющие цилиндров и поршней встряхивающих и вытяжных механизмов. Необходимо следить за наполнением лубрикаторов (см. рис. 60 и 61) машинным маслом (до уровня немногим больше половины высоты бачка), наличием масла в. приемно-вытяжном устройстве машин со штифтовым и рамочным съемом полуформы, резервуарах машин с перекидным столом и других гидравлических приводах. При заливке масла в эти устройства необходимо пользоваться фильтром.

Проверка состояния машины. При постоянной и длительной эксплуатации детали машин, а следовательно, и машина в целом (несмотря на тщательный уход) изнашиваются. Учитывая это, формовщик обязан систематически проверять исправность (отсутствие трещин и др.) деталей машин, а также правильность их расположения и надежность крепления в механизмах машин (отсутствие перекоса штифтов, горизонтальность расположения прессовых траверс и др.).

Особое внимание необходимо обращать на правильность и четкость выполнения операций отдельными механизмами (вибраторы, воздухо- и маслораспределительные, а также вспомогательные устройства и др.), что позволит избежать неполадок в работе формовочных машин (см. табл. 3).