Сборные фундаменты

В настоящее время применяют сборные фундаменты как массивные, так и гибкие. В качестве примера на рис. 7.4, а показан массивный сборный фундамент устоя моста. Его собирают из бетонных блоков (массой до 6 т), укладываемых на цементном растворе. Блоки разных размеров располагают так, чтобы была обеспечена перевязка швов в плане и по вертикали. На рис. 7.4, б показан сборный фундамент в виде гибкой плиты из одного железобетонного блока. На такие фундаменты опирают стойки путепроводов. Верхняя часть блока представляет собой стакан, в который входит нижний конец стойки. Соединение стойки со стаканом омоноличивают бетоном.

Сборные фундаменты в последние годы получают все большее распространение. Они позволяют сократить сроки постройки по сравнению с монолитными фундаментами, механизировать процесс изготовления и монтажа конструкций, повысить производительность труда. Отпадает необходимость в выполнении бетонных работ на месте строительства, что особенно важно при производстве работ в зимнее время.

сборные фундаменты
Рис. 7.4. Сборные фундаменты опор мостов а — массивный; б — в виде гибкой плиты

Блоки сборных фундаментов следует укладывать на тщательно спланированную поверхность грунта. При опирании фундамента на пластичные глины или суглинки на поверхности грунта обычно устраивают подготовку из щебня или тощего бетона. Подготовку из бетона устраивают и при опирании сборных фундаментов на скальные грунты.

Фундаменты, расположенные в руслах горных рек, могут подвергаться интенсивному истиранию частицами грунта (песком, галькой, гравием), взвешенными в воде. Это обстоятельство следует учитывать при проектировании и предусматривать в необходимых случаях применение специальных металлических фартуков или других защитных устройств.

Если к ранее построенному сооружению (или его части), уже получившему некоторую осадку, вплотную пристраивают другое, то между ними следует предусматривать осадочные швы, которые должны обеспечить возможность свободного вертикального перемещения пристраиваемого сооружения при осадке его фундамента. Осадочные швы устраивают и тогда, когда две части сооружения несут резко различающиеся нагрузки или расположены на грунтах разной сжимаемости. В таких случаях осадки фундаментов под обеими частями сооружения различны и осадочные швы обеспечивают связанное с этим вертикальное перемещение одной части относительно другой. Осадочные швы выполняют обычно в гражданских и промышленных зданиях. В транспортном строительстве их применяют главным образом в подпорных стенах и водопропускных трубах. Стены разбивают на отдельные секции длиной 10—20 м, а трубы — длиной 2—4 м. Между секциями устраивают осадочные швы, прокладывая между торцами смежных секций  (по всему сечению фундамента и стены)  доски.