Речная опора моста


Рис. 8.20. Фундамент опоры городского моста 1 — ростверк; 2 — тампонажная подушка; 3 — оболочка диаметром 2 м: 4— бетонное заполнение; 5 — уширенная пята

Речная опора городского моста представляет собой два раздельных массива, на которые опираются главные балки неразрезных пролетных строений. Фундамент одного из таких массивов (рис. 8.20) состоит из восьми вертикальных железобетонных оболочек диаметром 2 м, длиной до 32 м, толщиной стенки 12 см, погруженных с открытым нижним концом через напластование пылеватых супесей, мелких песков, суглинков и заглубленных в плотные кембрийские глины, в толще которых сделаны уширенные пяты диаметром 3,5 м. Расчетная нагрузка на такую сваю составила 16,7 МН.

Первоначально проектом предусматривалось под каждой полуопорой заглубить на 45 м 11 оболочек без уширений. Уширенные пяты способствовали сокращению расхода бетона на 60% и снижению стоимости фундаментов на 40%.

Фундаменты опор (рис. 8.21) под 158-метровые пролетные строения совмещенного моста (под железную и автомобильную дорогу) построили из оболочек диаметром 3 м с заглублением низа их железобетонной заделки в скальный грунт до 3 м. Поверхность скального грунта прикрыта слоем песчано-гравийных отложений толщиной от 2 до 30 м. Глубина воды в реке до 22 м. Оболочки погружали двумя спаренными вибропогружателями ВП-170 с периодическим извлечением грунта из их  полости  грейфером.  Далее в  прочном  скальном  грунте бурили реактивно-турбинным агрегатом РТБ-2600 скважины диаметром 2,6 м. Расчетная нагрузка на заполненную бетоном оболочку составила 25—30 МН.

Бурообсадные сваи диаметром 1,38 м, длиной до 40 м с уширенной пятой диаметром 3,5 м и наклоном до 5: 1 успешно использовали в фундаментах русловых опор под пролетные строения длиной по 132 м железнодорожного моста (рис. 8.22). Верхнюю часть свай на длине 20—25 м защищали от истирающего воздействия размываемых паводком песков стальными трубами диаметром 1,42 м. (на рисунке не показаны). Пяты свай заложены в тугопластичной высокопористой глине, прикрытой толщей мелких песков. Расчетная нагрузка на одну сваю составила 7 МН.

При низкой несущей способности глин, а также больших местных размывах дна русла наклонные сваи с уширенной пятой обеспечили возможность создания фундаментов, по жесткости и прочности равноценных фундаментам других типов, но более экономичных.


Рис. 8.21. Фундамент опоры совмещенного моста из железобетонных оболочек диаметром 3 м 1 — ростверк; 2 — оболочка; 3 — несвязный грунт: 4 — скальный грунт; 5 — железобетонная заделка в скальный грунт

Рис. 8.22. Русловая опора железнодорожного моста с фундаментом из бурообсадных свай 1 — ростверк; 2 — ствол бурообсадной сваи; 3 — уширенная пята; 4 — зумпф