Безростверковые свайные и столбчатые опоры


Рис. 11.3. Безростверковые свайные опоры

Значительно более экономичны безростверковые свайные устои (рис. 11.3, а) и промежуточные опоры из куста свай, нижняя заглубленная в грунт часть которых является фундаментом, а верхняя, возвышающаяся над грунтом и объединенная подферменной плитой (на которую опираются пролетные строения),— надфундаментной частью опоры (рис. 11.3, б).

Несмотря на высокую экономичность свайных фундаментов и опор, они не получили широкого применения в мостах на вечномерзлых грунтах из-за больших затрат труда на изготовление, транспортировку и заглубление в грунт значительного числа свай (от 4 до 20 для одной опоры), а также на бурение скважин.

С увеличением размера поперечного сечения свай необходимое их число в фундаменте или опоре может быть существенно уменьшено. В настоящее время оптимальными по техническим возможностям технологического оборудования, условиям постройки и эксплуатации мостов признаны железобетонные столбы диаметром 0,8 м. С применением фундаментов и опор из таких столбов на БАМе построено более тысячи малых и средних мостов.

В дальнейшем по мере совершенствования и повышения мощности и  производительности технологического оборудования диаметр столбов будет увеличен до 1,2—1,6 м.

Успешный опыт применения столбчатых опор подтвердил их высокую экономическую эффективность по сравнению с массивными опорами. При устройстве столбчатых опор требуется в 2—4 раза меньше бетона, затраты труда сокращаются в 2—3 раза, сроки работ — в 1,5—2 раза, объем земляных работ уменьшается в 10—15 раз.

Столбчатые устои (рис. 11.4, а) и промежуточные опоры (рис. 11.4, б) могут применяться в любых инженерно-геокриологических условиях.
Рис. 11.4. Безростверковые столбчатые опоры