Краткий очерк развития инженерной геодезии

Современные археологические раскопки свидетельствуют, что геодезия возникла и развивалась на основе разнообразной практической деятельности человека. Древнейшие цивилизации, существовавшие за несколько тысяч лет до нашей эры в Египте, Передней и Средней Азии и других районах мира, уже умели делить пахотные земли на участки, использовать простейшие геодезические измерения для строительства ирригационных каналов и различных сооружений. С постоянным развитием и расширением землеустроительных и строительных работ опыт этих измерений накапливался. Из Египта геодезические работы перешли в Грецию, а потом в Древний Рим. В этих государствах геодезические знания начали оформляться в науку.


Используя знания в области геодезии, строили пирамиды, храмы, крепости, маяки, гидротехнические сооружения, туннели, дороги большой протяженности, водопроводные сети, античные здания и т. д. Многие из этих сооружений и в настоящее время поражают своей сложностью и искусством исполнения. Древние строители умели выносить оси сооружений, разбивать круговые кривые, строить прямые углы, передавать высотные отметки, задавать уклоны, обеспечивать вертикальность сооружений, выполнять трассировочные работы, обеспечивать сбойки туннелей и выполнять другие виды инженерно-геодезических работ. Изучение сохранившихся сооружений Древнего мира показывает, что линейные измерения в то время проводились с относительной ошибкой 1/2000—1/3000, угловые — 2—4', высотные — 1— 2 см. Эта точность измерений сохранилась почти до конца XVIII в.
В России первые данные о геодезических измерениях относятся к 1068 г., когда между Керчью и Таманью (бывшие Корчев и Тмутаракань) по льду была измерена ширина Керченского пролива. Первая карта в нашей стране, известная под названием «Большой чертеж», была составлена на Европейскую часть территории страны в 1598 г. Подобные карты («чертежи») составлялись и в следующем XVII столетии. Для своего времени они имели большое значение. Материалами для них служили схематические чертежи, составляемые по отдельным районам на основе, опросов, На всех картах XVI и XVII вв. имеются весьма большие искажения и много ошибок.
Первые инструментальные съемки были начаты в XVIII в. Это было обусловлено реформами государственного управления, проводимыми при Петре I (1672— 1725 гг.), экономическим развитием страны и военными задачами. В XVIII в. широкий размах в России получили инженерно-геодезические работы, связанные с развитием водного транспорта. Начали выполняться работы по съемке городов. Чем дороже стоила земля, тем крупнее устанавливался масштаб съемки.
Дальнейшее развитие инженерно-геодезических работ в России произошло в XIX столетии в связи с промышленной революцией, когда резко возросло количество строящихся заводов, железных дорог, туннелей, судоходных каналов и т. п. В конце прошлого столетия, когда в крупных городах возник вопрос о сооружении водопроводных и канализационных сетей, городские управы расширили объемы геодезических съемок городских территорий, так как существовавшие в то время планы городов были непригодны для проектирования упомянутых сетей, а тем более для перенесения проектов в натуру при их строительстве. В это время стали разрабатываться научные основы инженерной геодезии.
15 марта 1919 г. В. И. Ленин подписал Декрет Совнаркома РСФСР о создании Государственной картографо-геодезической службы — Высшего геодезического управления (ВГУ). Теперь это Главное управление геодезии и картографии (ГУГК) при Совете Министров СССР, которое ведет геодезические работы по всей стране.
С ростом и развитием индустриализации всех видов строительства роль геодезических работ постоянно повышается. Если в первые годы становления и развития инженерно-геодезических работ точность строительно-монтажных операций не превышала 10—20 мм, то с переходом на индустриально-поточный метод строительства и монтажа точность возросла до 1—5 мм. Погрешности взаимного положения в плане и по высоте отдельных элементов промышленного оборудования не превышают 2 мм. Конвейерные линии, прокатные станы монтируют с допусками менее 1 мм.
В связи со строительством сложных гидротехнических объектов, атомных электростанций, ускорителей заряженных частиц, крупных радиотелескопов, гелиоустановок, высотных башен, космодромов и других прецизионных сооружений  точность инженерно-геодезических  работ возрастает до 0,05—0,2 мм. В настоящее время без специальных исследований и опытно-конструкторских разработок целевого назначения достичь такой точности практически невозможно. В разработках широко используют новейшие результаты в области математики, физики, электроники, лазерной техники и т. д.
Все это бесспорно повышает эффективность инженерно-геодезических работ и во многом способствует автоматизации многих трудоемких земляных, строительно-монтажных и наладочных работ.
На современном этапе научно-технического прогресса инженерная геодезия, трудами многих советских ученых и производственников, стала видным научным разделом геодезии, а геодезические работы стали неотъемлемой частью строительства.

© Stroitelstvo-New.ru 2006-2015 Копирование без прямой ссылки запрещено | Политика конфиденциальности | Написать администратору |