Изготовление направляющих подшипников

Конструкции направляющих подшипников

Направляющий подшипник гидротурбины вместе с подшипником генератора обеспечивает строгую вертикальность вала агрегата и его безвибрационную работу, воспринимая боковые усилия, действующие на вал в процессе работы турбины. Применяемые в настоящее время турбинные подшипники могут быть разделены по роду антифрикционного материала на две группы: с резиновыми вкладышами, смазываемые и охлаждаемые водой; с баббитовыми сегментами, смазываемые и охлаждаемые жидким маслом.

Подшипники с резиновыми вкладышами имеют ряд существенных преимуществ перед баббитовыми, из которых наиболее важными являются: дешевизна материала и экономия цветного металла, высокая износостойкость, возможность применения для смазки речной воды, способность поглощать вибрацию и удары, малая консольность рабочего колеса и снижение массы вала за счет исключения направляющего пояса. Однако, в ряде случаев предпочтение отдается баббитовым подшипникам, что зависит от эксплуатационных и конструктивных особенностей агрегата.

Резиновый кольцевой подшипник (рис. 8.1) состоит из разъемного сварного или литого чугунного корпуса 1, опирающегося на крышку турбины 6. К внутренней его поверхности прикреплены плотно пригнанные друг к другу и примыкающие к валу 3 турбины резино-металлические секторы вкладыша 2, представляющие собой изогнутую стальную пластину с привулканизированной резиной. Для подачи воды к секторам служит сварная ванна 4, имеющая в верхней своей части сальниковое или манжетное уплотнение 5.

Тис. 8.1. Направляющий подшипник с резиновым вкладышем.

На рис. 8.2 показан направляющий подшипник с баббитовыми сегментами на жидкой масляной смазке. Положение сегментов 2, равномерно распределенных по окружности, регулируется упорными болтами  3. Современные баббитовые подшипники работают на принципе самосмазывания, для обеспечения которого необходимо иметь направляющий пояс 1, выполненный заодно с валом турбины. Наличие указанного пояса ухудшает экономические показатели турбины, так как приводит к увеличению массы заготовки вала. Однако с производственной точки зрения изготовление таких подшипников предпочтительнее, так как независимая установка каждого сегмента в узле значительно упрощает технологию их изготовления. Кроме того, рассматриваемое конструктивное исполнение обеспечивает более полный контакт всей поверхности сегмента с валом и простую регулировку зазоров при эксплуатации.


Рис. 8.2. Направляющий подшипник с баббитовыми сегментами.

В настоящее время все более широкое применение находят сегментные резиновые подшипники [21], удачно сочетающие в себе конструктивные и технологические преимущества подшипников обеих рассмотренных групп. Конструкция сегментов подшипника аналогична баббитовым, что значительно упрощает технологию их изготовления в сравнении с резино-металлическими секторами. В технологическом отношении наиболее интересным является изготовление секторов и сегментов подшипников.