Примеры геологических исследований

Среди недавно опубликованных работ, наглядно свидетельствующих о том, что изучение геологии местности постепенно становится признанной начальной стадией планирования, привлекают внимание три отчета, на которых мы немного задержимся. Все они касаются применения геологических знаний для решения местных проблем. Первая работа опубликована в штате Иллинойс.

Утром 21 июня 1970 г. в результате взрыва 11 железнодорожных цистерн с пропаном был нанесен существенный ущерб поселку Кресент-Сити, в 120 км от Чикаго. К счастью, смертельных случаев не было, хотя около 70 человек (в основном пожарники) получили серьезные ранения. Большая часть поселка, в котором жило около 600 человек, была разрушена. Для составления плана восстановления поселка были привлечены архитекторы-планировщики. В процессе работы они запросили в местном отделении государственной Геологической службы сведения о геологических условиях и минеральных ресурсах района. Это потребовало проведения геологических исследований на территории поселка площадью 9,6 кв. км. На основе более ранних данных и результатов новых полевых исследований уже через три месяца после, катастрофы был подготовлен отчет [41]. И хотя в геологическом строении местности не было обнаружено ничего необычного, все же именно анализ геологических данных позволил выявить новый аспект экономического развития района. Как выяснилось, куполообразные структуры в широко развитых здесь коренных песчаниках Сан-Питер весьма перспективны в качестве подземных хранилищ природного газа. Кроме того, в отчете нашли отражение данные обо всех других природных особенностях района. Они сыграли немаловажную роль при составлении плана восстановления разрушенного поселка.

Совершенно иной характер носил запрос в Геологическую службу США, сделанный строительным агентством ВВС США. Необходимо было срочно дать геологическую оценку участка, выбранного для возведения нового здания Военно-воздушной академии в 17,6 км к северу от Колорадо-Спрингс. Четкая организация работ позволила провести геологическую съемку местности площадью 7250 га в течение месяца. Еще через пять дней была составлена окончательная геологическая карта района с объяснительной запиской, которая вошла в общий проект строительства академии.

Фиг. 3.27. Колорадо-Спрингс, Колорадо. Аэрофотоснимок строительной площадки под здание Воздушной академии, ноябрь 1956 г.

1 — нивелирование площадок; 2 — засыпка основных опорных стенок (откосов) фундаментов; 3 — ряд кессонов для строительства будущего учебного корпуса.

Приведенные примеры свидетельствуют об оперативности, с которой геологи могут при необходимости получить и выдать готовые результаты исследований. В дальнейшем Геологическая служба США продолжила работы на осваиваемой территории и провела, в частности, пробную откачку воды из скважин с целью определения возможности водоснабжения района. Более детальное изучение района и опробование природных стройматериалов осуществлялись в процессе строительства. Тщательно обследовались все котлованы и выявлялись различные геологические особенности, представляющие интерес для строителей. Вся полученная информация была сведена в отчет, опубликованный в 1967 г. [42]. Отчет отражает все три фазы реального использования геологии в процессе планирования и строительства небольшого города. Третьим примером «авральных работ» служат исследования природных условий и ресурсов на юго-западе штата Миссисипи, проведенные по заказу Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Запрос был получен 4 февраля 1970 г., а крайний срок выполнения исследований назначен на 27 февраля 1970 г. Работы проводились на основной территории площадью 5200 га и в окружающей ее «буферной зоне» площадью 52 тыс. га. Несмотря на крайне сжатые сроки и огромный объем работ, задание было выполнено благодаря применению методов аэродистанционного исследования и слаженной работе специалистов разных профилей. В результате появился отчет Геологической службы США [43]. Отчет сопровождается картой, составленной на основе увеличенных фотоснимков. В нем кратко рассматриваются 19 вариантов использования площадок для установки испытательного оборудования в зависимости от природных факторов. Применение цветного фотографирования в инфракрасном диапазоне с больших высот позволило произвести быструю оценку изменений, происшедших в районе за последние 18 лет. Полученные аэрофотоснимки сравнивались с более ранними. Фотографирование проводилось с борта самолета, оснащенного несколькими фотокамерами. Для получения эталонных фотоснимков, необходимых при дешифрировании, использовались вертолеты. Данные аэрофотосъемки были доставлены в Вашингтон уже через пять дней с момента получения задания. В описанных исследованиях не применялись методы получения изображений с помощью термоинфракрасной аппаратуры и сканирующей радиолокационной системы бокового обзора, которые открывают дальнейшие перспективы р. исследованиях подобного рода. Полученные фотоснимки использовались геологами, гидрогеологами, лесоустроителями, геодезистами. Как отмечалось в отчете, «применение фотоматериалов, чувствительных к инфракрасному излучению, систем аэрофотокамер, устанавливаемых на самолете, а также будущих систем, устанавливаемых на спутниках, станет наиболее важным научным достижением при проведении исследований в региональном масштабе».