Аммиачные холодильные агрегаты и машины

Компрессорные агрегаты АК, работающие на аммиаке, помимо компрессора 1 (рис. 73) и двигателя 2, включают маслоотделитель 3, в который подают воду для предварительного охлаждения аммиака и лучшего отделения масла. Маслоотделитель снабжен также поплавковым клапаном для автоматического перепуска накопленного масла в картер компрессора.

компрессорный агрегат
Рис. 73. Компрессорный агрегат:
1 — компрессор, 2 — двигатель, 3 — маслоотделитель

автоматическая аммиачная регулирующая станция
Рис. 74. Автоматическая аммиачная регулирующая станция:
1 — терморегулирующий вентиль, 2 — вентиль запорный, цапковый, 3 — вентиль угловой, 4 — мановакуумметр, 5 — манометр, 6 — вентиль регулирующий, 7 — фильтр, 8 — соленоидный вентиль

Автоматическая регулирующая станция (рис. 74) входит в состав испарительно-регулирующих и испарительно-конденсаторных агрегатов. На щите регулирующей станции смонтированы: терморегулирующий вентиль 1, ручной регулирующий вентиль 6, запорные вентили 2, 3, 8, фильтр 7, манометры 4, 5 и трубопроводы.

В агрегатах конденсатор-ресивер (рис. 75) на одной раме с конденсатором 5 установлен ресивер 1 с воздухоотделителем 2 и запорной арматурой.

конденсаторно-ресиверный агрегат
Рис. 75. Конденсаторно-ресиверный агрегат:
1 — ресивер, 2 — воздухоотделитель, 3 — манометр, 4 — уравнительная линия, 5 — конденсатор, 6 — предохранительный клапан, 7, 9 — выход жидкого аммиака, 8 — выход аммиака в маслоотделитель, 10 — дренаж аммиака

В промышленных холодильных установках находят применение автоматизированные компрессорные агрегаты АВ-100/А и АУ-200/А на базе компрессоров АУ-100 и АУ-200, устройство которых подробно рассмотрено в главе II. Распространены также более мелкие компрессорно-конденсаторные агрегаты АК-АУ45 и АК-АУ90, которые вместе с испарительно-регулирующими агрегатами ААИР-90, ААИР-120А и ААИР-180А компонуются в холодильные автоматизированные машины.

В таких холодильных машинах — ХМ-АУ45/1, ХМ-АУУ90А/П и ХМ-АУУ90А/1, предназначенных для снабжения холодом от +5° до —25° С, на конденсаторе, нижняя часть которого служит ресивером, смонтирован компрессор с муфтой сцепления и электродвигателем, а также маслоотделитель. Машины такого типа управляются тепловым реле, поддерживающим заданную температуру хладоносителя на выходе из испарителя.

Наиболее полное агрегатирование произведено в аммиачной холодильной машине УА-100, в состав которой, помимо компрессорного агрегата АВ-100А и испарительно-конденсаторного агрегата ИКА-100, включен еще и рассольный насос. Такую машину достаточно присоединить к водопроводу, рассольной системе, обеспечить электропитанием и она готова к работе.

Двухступенчатая холодильная машина АДС-50 включает унифицированные компрессорные агрегаты с ходом поршня 70 мм. Она предназначена для получения холода от +5 до —50° С. Широко применяется в различных отраслях народного хозяйства.

двухступенчатая холодильная машина
Рис. 76. Двухступенчатая холодильная машина АДС-50:
а — общий вид, б — принципиальная схема; 1 — компрессор 1-й ступени, 2 — компрессор 2-й ступени, 3 — маслоотделители, 4 — промежуточный сосуд; 1 — вход воды, II — выход паров в конденсатор, III — вход паров из испарителя (одноступенчатый режим), IV — жидкий аммиак из конденсатора, V — подача аммиака в испаритель, VI — вход паров из испарителя (двухступенчатый режим), VII — слив воды

Холодильная машина (рис. 76) состоит из компрессоров 1-й ступени 1, 2-й ступени — 2 с самостоятельными электродвигателями, маслоотделителей 3, промежуточного сосуда 4 и защитной автоматики, смонтированных на общей сварной раме.

В режиме двухступенчатого цикла пары аммиака из испарительной системы засасываются компрессором 1, сжимаются до промежуточного давления и нагнетаются в маслоотделитель 3 для отделения масла. Отделившееся масло автоматически возвращается через поплавковый клапан в картер компрессора, а пары аммиака поступают в промежуточный сосуд 4, где горячий пар по вертикальному патрубку проходит под уровень жидкого аммиака, охлаждается и отсасывается компрессором 2.

В компрессоре 2-й ступени пары аммиака сжимаются до давления конденсации и через маслоотделитель 3 и обратный клапан поступают в конденсатор, откуда основная часть жидкого аммиака поступает в змеевик промежуточного сосуда 4, переохлаждается до температуры, соответствующей промежуточному давлению, и через регулирующее устройство подается в испаритель. Другая часть жидкого аммиака поступает в промежуточный сосуд для уменьшения перегрева горячих паров аммиака и дополнительного переохлаждения жидкого аммиака в змеевике. Затем цикл повторяется.

В одноступенчатом цикле работает только 2-я ступень — ступень высокого давления.

Переход с двухступенчатого цикла на одноступенчатый и обратно производится вручную.

Аммиачные турбокомпрессорные агрегаты предназначены для работы в составе крупных стационарных холодильных установок.

Агрегат АТКА-735-4000 состоит из семиступенчатого турбокомпрессора ТКА-735, повышающего редуктора, электродвигателя, автономных систем смазки компрессора и редуктора, дистанционного и местного щитов управления.

Турбокомпрессор ТКА-735 работает по схеме с двухступенчатым дросселированием и промежуточным сосудом.

Агрегат АТКА-735-4000 при температуре кипения —5° С и температуре конденсации +38° С позволяет получить ~ 4,3 млн. ккал/ч холода.

Для получения холода более низких параметров (от —10 до —25° С) предназначена аммиачная турбокомпрессорная холодильная машина АТКА-1035-3000, состоящая из двух агрегатов АТКА-735 и АТКА-335 с самостоятельными приводами и системами смазки, общим дистанционным и местными щитами управления и промежуточным холодильником. В этой машине агрегат АТКА-335 служит ступенью высокого давления. В него поступают пары аммиака, сжатые до промежуточного давления в агрегате АТКА-735 и охлажденные в промежуточном холодильнике.

Турбокомпрессор ТКА-335 этого агрегата — трехступенчатый, корпус литой, чугунный с горизонтальным разъемом. Ротор вращается в радиальном и радиально-упорном подшипниках скольжения.

Редуктор — одноступенчатый, с шевронной зубчатой передачей и валами, расположенными в горизонтальной плоскости.

Система смазки компрессора находится под давлением аммиака.

Турбокомпрессорные холодильные машины на аммиаке комплектуются горизонтальными кожухотрубными конденсаторами и испарителями с гладкими стальными трубами.