Бескрейцкопфные аммиачные одноступенчатые поршневые компрессоры

Принцип работы вертикального одноступенчатого компрессора дан на рис. 13. В рабочей полости компрессора — цилиндре возвратно-поступательно движется поршень 1, приводимый в движение шатунно-кривошипным механизмом. Он в свою очередь получает энергию от двигателя через коленчатый вал. Поршень слегка   вытянутой   формы с   боковыми   окнами   для всасывания паров хладагента.

Для предотвращения последствий гидравлических ударов компрессоры, как правило, снабжены ложной крышкой 5, в теле которой укреплены нагнетательные клапаны 4. Всасывающие клапаны 7 встроены в верхнюю часть поршня.

Коленчатый вал с шатунными шейками помещен в герметичный картер компрессора, который залит до определенного уровня смазочным маслом.

Во время работы компрессора смазка цилиндров и поршневых пальцев осуществляется разбрызгиванием за счет ударов шатунов по зеркалу масла.

Для подачи смазочного масла к сальнику — устройству для герметизации места выхода коленчатого вала из картера — и к подшипникам служит специальный масляный насос, приводимый в действие системой шестерен. Смазочное масло забирается этим насосом из картера и по каналам, высверленным в коленчатом вале и шатунах, подается к точкам смазки. Избыток масла через клапан, которым регулируется давление в системе смазки, сбрасывается обратно в картер.

схема работы вертикального одноступенчатого  компрессора
Рис. 13. Схема работы вертикального одноступенчатого компрессора:

1 — поршень, 2 — трубопровод для отвода хладагента в конденсатор, 3 — пружина ложной крышки, 4 — нагнетательный клапан, укрепленный в ложной крышке, 5 — ложная крышка цилиндра, 6 — полость цилиндра, 7 — всасывающий клапан, укрепленный в поршне, 8 — трубопровод для подвода хладагента из испарителя

аммиачный V-образный компрессор
Рис. 14. Аммиачный V-образный компрессор АУ-200:

1 — спускной вентиль, 2 — шестерни для привода маслонасоса, 3, 25 — подшипники, 4 — коленчатый вал, 5, 6 — шатуны, 7 — цилиндровая втулка, 8, 11 — всасывающие окна, 9 — гильза цилиндра, 10 — поршень, 12 — днище поршня. 13, 17 — клапанные тарелки, 14 — ложная крышка, 15 — полость всасывания, 16 — пружина, IS — крышка блока цилиндров, 19 — полость нагнетания, 20 — окна для воды, 21 — нагнетательный патрубок, 22 — рубашка охлаждения, 23 — блок-картер; 24 — противовес, 26—29, 34—36 — детали сальника, 30 — маховик, 31 — стопорная гайка, 32 — кольцо, 33 — полумуфты, 37, 38 — фильтры для масла

Поршневой аммиачный компрессор V-образного типа АУ-200 (рис. 14) — прямоточный. Он предназначен для работы в диапазоне температур кипения от +5 до -30° С при температуре конденсации не выше 40° С.

Для уменьшения числа разъемов и обеспечения большей герметичности, цилиндры и картеры выполняют в виде единой чугунной отливки — блок-картера. Такая конструкция, помимо герметичности, обеспечивает большую жесткость и прочность машины, сохраняет точную геометрию осей цилиндров при длительной эксплуатации.

В блок-картере 23 смонтированы все узлы и детали компрессора. Коленчатый вал 4 лежит в опорно-упорных подшипниках 3 и 25. От проникновения воздуха внутрь картера или утечки аммиака картер защищен самоустанавливающимся двусторонним пружинным сальником с уплотняющей парой трения сталь — графит.

Сальник состоит из неподвижных фланцев 27 с помещенным в них графитовым кольцом 28, к которому пружиной 29 прижаты стальные кольца 36, вращающиеся вместе с валом 4 и обоймами 26. Резиновое кольцо 35 из маслостойкой резины препятствует утечке хладагента из картера.

Для уплотнения неподвижного графитового кольца 28 служат резиновые прокладки 34.

Маховик 30, служащий для- смягчения воздействия неравномерного движения на привод, насажен на вал с помощью гайки 31. С маховиком соединена эластичная муфта, образованная двумя полумуфтами 33 и эластичным кольцом 32. К муфте присоединяется электродвигатель.

Для уравновешивания сил инерции к щекам коленчатого вала крепятся противовесы 24.

Блок-картер 23 снабжен полостями, по которым через окна 20 подается вода, охлаждающая втулки 7 цилиндров. Для повышения долговечности чугунных втулок цилиндров они снабжены вставными стальными гильзами 9.

Шейки коленчатого вала через шатуны 5 связаны с проходными поршнями 10.

Хладагент из всасывающего трубопровода подводится к полости 15, а оттуда через окна 8 и 11 в поршне 10 — во внутреннюю полость поршня и далее — к пластинчатым всасывающим клапанам, смонтированным между днищем 12 поршня и тарелкой 13.

При движении поршня вниз давление в цилиндре падает, всасывающие клапаны поднимаются и пропускают хладагент в пространство над поршнем.

При обратном ходе поршня сначала закрываются всасывающие клапаны, а затем открываются нагнетательные, смонтированные между ложной крышкой 14 и тарелкой 17 нагнетательных клапанов.

Ложная крышка вместе с тарелкой нагнетательных клапанов прижимается к буртику втулки 7 цилиндра сферическим фонарем и буферной пружиной 16, упирающейся в крышку 18 цилиндров.

Пройдя нагнетательный клапан, хладагент через полость 19 попадает в нагнетательный патрубок 21.

Шестерни 2 служат для привода масляного насоса (он в разрезе не показан). Забор масла из картера осуществляется через сетчатый фильтр 38. Для очистки масла от нагара, ржавчины и других включений служит щелевой фильтр 37. Подача масла к сальнику и подшипникам — по сверлениям коленчатого вала. Для выпуска отработанного масла при его замене служит сливной вентиль 1.

Пружинный предохранительный клапан перепускает избыток хладагента с нагнетательной стороны на всасывающую при повышении давления сверх допустимого.

Компрессор снабжен обводным вентилем — байпасом, служащим для сообщения всасывающего и нагнетательного коллекторов во время пуска. Это позволяет избежать перегрузки электродвигателя.

Во время работы компрессора давление в его картере уравнивается с давлением всасывания. Масляный насос должен поддерживать давление на 1,5—2 ат выше, чем давление в картере.