Эксплуатация рассольных насосов
Для циркуляции хладоносителей применяются большей частью центробежные насосы. Во время подготовки их к пуску необходимо проверить исправность и подключение контрольно-измерительных приборов, наличие смазки на подшипниках, исправность соединительной муфты, заземление электродвигателя и пускателя.
Все посторонние предметы, создающие помехи пуску и работе двигателя и насоса, следует убрать.
Перед пуском насос и всасывающий патрубок должны быть залиты рассолом, при этом вентиль для спуска воздуха на крышке насоса открывают и выпускают воздух из корпуса насоса.
Заливают рассол следующими способами: открывают вентиль на перепускной линии из нагнетательного трубопровода (вакуумметр при этом должен быть перекрыт); или вручную, через воронку.
При охлаждении подшипников и сальников перекачиваемой жидкостью следует открыть краны на подающих трубопроводах.
Перед пуском насоса желательно провернуть его вручную, чтобы убедиться в отсутствии помех.
Центробежные насосы можно пускать при закрытой задвижке на нагнетании. Во время пуска необходимо открыть задвижку на всасывающем трубопроводе, кран у манометра и нажать кнопку «пуск» двигателя.
Когда насос наберет полное число оборотов, а манометр покажет соответствующее давление, постепенно открывают задвижку на напорном трубопроводе до получения требуемой производительности насоса по расходомеру.
Чтобы не допустить перегрузки электродвигателя, следует наблюдать за амперметром и манометром во время открывания нагнетательной задвижки. Для нормальной работы насоса характерен почти бесшумный ход.
При остановке центробежного насоса медленно закрывают задвижку на напорном трубопроводе, переводя насос на холостой ход, и выключают двигатель. После этого закрывают всасывающую задвижку и краны на манометрах и трубопроводах, подводящих воду или рассол для охлаждения подшипников.
При остановке насоса на длительное время его освобождают от рассола. Рабочие колеса, уплотняющие кольца и все соприкасающиеся с водой или рассолом части смазывают техническим вазелином.
Для обеспечения бесперебойной работы насосов необходимо:
следить, чтобы температура подшипников не превышала температуру помещения более чем на 30—40° С;
чтобы при кольцевой смазке подшипников кольца свободно вращались вместе с валом. При жидкой смазке уровень масла должен поддерживаться на определенной высоте (проверяется маслоуказателем).
в течение первого месяца работы раз в 10 дней освобождать от масла, промывать и наполнять свежим маслом корпуса подшипников. В дальнейшем можно ограничиваться добавлением свежего масла;
после 800—1000 ч работы спустить грязное масло из корпусов подшипников, очистить их от грязи, заполнить чистым маслом, а подшипники качения промыть в керосине и смазать;
для смазки применять веретенное масло марки «2» или «3». Перед заливкой масло следует профильтровать;
подтягивать сальники нужно так, чтобы вода или рассол из них просачивались непрерывно редкими каплями. Это служит не только контролем правильного действия гидравлического уплотнения, но и предохраняет вал от выработки набивкой.
Если через крышку сальника рассол не просачивается, следует несколько ослабить сальники, а при износе набивки сальника, заменить ее новой.
Основные неисправности в работе рассольных насосов приведены в табл. 20.