Обслуживание поршневых компрессоров

В процессе работы машинист холодильной установки сталкивается с рядом неисправностей в работе компрессоров, которые он должен научиться четко распознавать и быстро устранять.

Опытные машинисты, осмотрев работающие агрегаты и записи в сменном журнале, по внешним признакам (звук, запах, нагрев) устанавливают отклонения в работе компрессора. Проверку нагрева и прослушивание работающего компрессора производят не реже одного раза в час.

Нагрев трущихся частей выше 60—65° С ведет к повышенному износу деталей, расплавлению подшипников, задирам рабочих поверхностей, а также потере смазывающих свойств масла. Чрезмерное повышение температуры трущихся частей вызывается прежде всего применением слишком вязкого или загрязненного масла, засорением фильтра, масляных каналов и неисправностью маслонасоса.

Повышенный нагрев может быть также следствием неправильной регулировки зазоров в узлах трения, грубой обработки или неправильной сборки деталей этих узлов. Если причину нагрева нельзя выяснить во время работы компрессора, то его следует остановить.

Особое внимание необходимо уделять сальникам компрессоров. При их сборке необходимо обеспечивать плотную подгонку колец
к поверхности штока, прилегание колец друг к другу и к донышкам обойм, упругость пружин, правильное положение грундбукс и упругих колец.

При наличии сальника с радиальным нажимом машинист должен контролировать поступление масла из лубрикатора в фонарь сальника.

Сборка сальника считается нормальной, если нет пропуска аммиака и повышенного нагрева (на корпусе сальника можно держать руку). Течи в сальнике обычно устраняют сменой резиновых и хлопчатобумажных колец.

Нормальная и бесперебойная работа пружинных и мембранных сальников вертикальных компрессоров зависит главным образом от их правильной сборки и поступления масла в гидравлический затвор. При сборке мембранного сальника проверяют биение торца подвижного уплотняющего кольца. Прокладки между мембранами и неподвижными кольцами должны обеспечивать достаточную силу натяжения мембран.

Кольцевые пружинные сальники, пришедшие на смену мембранным, проще в обслуживании. В них уплотнение по валу достигается сжатием колец из маслобензостойкой резины. Пары вращающихся металлических и неподвижных сталеграфитных колец должны быть тщательно притерты. Если при утечках хладагента видно, что в камеру пружинного сальника масло подается исправно, то компрессор останавливают и разбирают сальник. При этом проверяют состояние уплотняющих поясков подвижных и неподвижных колец, а также эластичность упругих колец и плотность их прилегания к валу при нажатии пружины. Износ уплотняющего сталеграфитного кольца ведет к нарушению герметичности сальника. Упругие кольца должны быть изготовлены только из маслобензостойкой резины (марки 3109 или аналогичных по составу марок). Если кольца не маслостойки, они быстро набухают, истираются и дают течь.

Нормальная работа поршневого компрессора сопровождается характерным ритмичным шумом, к которому обслуживающий персонал быстро привыкает. Это помогает распознавать ненормальные шумы и стуки. Определение места, где возник ненормальный стук,— задача сложная. Знание конструктивных особенностей машины и опыт работы помогают машинисту быстро определить причину возникновения стука. Чаще всего возникновение ненормальных стуков связано с расстройством сопряжений в механизме движения компрессора, а также с увеличением зазоров в кривошипном и крейцкопфном подшипниках шатуна.

При износе вкладышей подшипников коленчатого вала слышится глухой стук.

Большой износ или разрушение роликов в подшипниках качения вертикальных компрессоров сопровождается сильным стуком.

Стуки вызываются также износом параллелей крейцкопфа, ослаблением затяжки шатунных болтов, клиновых креплений ползуна, выработкой поршневого пальца и втулки вертикального компрессора.

Увеличение зазоров в трущихся частях, вызывающее повышенную утечку масла, неисправность маслонасоса и засорение масляных каналов также служат причиной возникновения ненормального шума. В цилиндровой группе появление стука объясняется ослаблением крепления поршня на штоке, износом зеркала цилиндра, поршневых колец, недостаточным линейным вредным пространством, попаданием в полость цилиндра кусков сломанных пластин, пружин, поршневых колец и других предметов.

Ненормальный стук в компрессоре может стать причиной тяжелой аварии, поэтому при его возникновении машину необходимо остановить, выяснить причину неисправности и устранить ее.

Если при ослаблении затяжки шатунных болтов и возникновении шума компрессоры не остановить, то это может вызвать разрыв шатунных болтов и даже разрушение всей машины.

Для определения неполадок в работе поршневых компрессоров служат индикаторные диаграммы, снимаемые специальными приборами — индикаторами. Наличие дефектов определяют, сравнивая отдельные линии индикаторной диаграммы с характером и расположением линий индикаторной диаграммы компрессора не имеющего дефектов. Индикаторные диаграммы хранят на холодильных установках в течение длительного времени, используя их для сравнения с вновь снятыми. По индикаторным диаграммам, которые дают графическое изображение процессов, происходящих в компрессоре, выявляют неплотности клапанов и поршневых колец и повышенное сопротивление протеканию паров в каналах и клапанах.

Наиболее часто встречающиеся неисправности горизонтальных поршневых компрессоров и способы устранения этих неисправностей приведены в табл. 17.

Следует помнить, что неполадки могут вызываться не только неправильной работой компрессора, они возникают также вследствие ненормальной работы холодильной установки в целом.

Для поддержания работоспособности холодильных компрессоров необходимо ежедневно обтирать их от пыли и грязи, содержать в чистоте пол компрессорной, а также не допускать попадания масла на фундамент, так как масло разрушает бетон. Температура воздуха в машинном зале не должна быть ниже 5° С.