Регулирующая и запорная арматура
В регулирующем вентиле совершается процесс дросселирования хладагента от давления конденсации до давления испарения, а также регулируется количество хладагента, подаваемого в испаритель.
Регулирующий вентиль состоит из корпуса с перегородкой, имеющей отверстие под клапан. На цилиндрическом хвосте клапана профрезерованы наклонные осевые прорези, позволяющие медленно увеличивать или уменьшать проходное отверстие для жидкости и, тем самым, плавно изменять подачу хладагента.
На шпинделе вентиля делают мелкую резьбу и удлиняют конус у клапана. Несколько оборотов маховика приводят лишь к незначительному увеличению отверстия для прохода холодильного агента. Шпиндель уплотнен сальниковой набивкой.
Рис. 63. Фланцевые регулирующие вентили:
Аммиачный регулирующий вентиль (рис. 63, а) имеет стальной корпус, чугунные крышку и маховик; фреоновый (рис. 63, б) — чугунный корпус, стальной колпак, латунную крышку и золотник.
Набивка сальника у аммиачного вентиля — просаленный, пропитанный графитом хлопчатобумажный шнур, у фреонового — асбест с графитом и свинцом. Для предотвращения утечки фреона крышка вентиля закрыта колпаком на резьбе. При открывании вентиля колпак отвинчивается и используется в качестве маховика.
Регулирующие и запорные аммиачные и фреоновые вентили снабжаются также обратным торцевым уплотнением (стальное кольцо и баббитовая канавка), позволяющим производить смену сальниковой набивки при полностью открытом вентиле, без остановки машин.
Рис. 64. Аммиачные запорные вентили:
Запорная арматура служит для отключения отдельных машин и аппаратов от системы. На аммиачных трубопроводах устанавливают стальные фланцевые вентили и задвижки. Они делаются проходными или угловыми. Каждый аммиачный запорный вентиль (рис. 64) состоит из корпуса, клапана, шпинделя, сальника и маховика. Шпиндели холодильной арматуры имеют приспособления, предохраняющие их от полного вывертывания. Давление рабочей среды подается под клапан вентиля. Вентили малых диаметров делаются цапковыми (рис. 64, в) ввертными с резьбой на цапках.
Рис. 65. Фреоновые запорные вентили:
Фреоновые запорные вентили (рис. 65) так же, как и регулирующие, снабжены колпаком, привинченным на резьбе к крышке.
Фреоновые запорные вентили малых диаметров — 6 и 10 мм, предназначенные для отключения контрольно-измерительных приборов, выполняются с цапковым присоединением. Фреоновые вентили этого типа бывают сильфонными и мембранными.
Рис. 66. Фреоновые сильфонные цапковые запорные вентили:
В сильфонных вентилях (рис. 66) особое устройство — сильфон полностью изолирует верхнюю часть вентиля и шпиндель от рабочей среды. Сильфон — это гофрированная латунная обойма, нижняя часть которой припаяна к шпинделю, а верхняя — к крышке сильфона.
Рис. 67. Фреоновый мембранный угловой запорный вентиль
В мембранных вентилях (рис. 67) верхняя часть корпуса изолируется от рабочего пространства гибкой пластиной — мембраной. При закрывании вентиля головка шпинделя передает усилие на золотник, продавливая его. При открывании — золотник с мембраной отжимаются вверх пружиной. Сильфонные и мембранные цапковые фреоновые вентили колпаков на крышках не имеют.
Арматура для взрывоопасных хладагентов должна быть стальной, арматура из ковкого чугуна применяется на. установках, работающих на фреоне до —40°С, на аммиаке — до —30°С. Для дистанционного или автоматического закрытия арматуры ее снабжают электрическим или электромагнитным приводом.
Аммиачные и фреоновые соленоидные вентили делаются бессальниковыми. Шпиндель такого вентиля находится во впадине электромагнита. При подаче тока в катушку электромагнита вентиль открывается, а при выключении — закрывается под действием собственного веса. Вентили такого типа оборудуют ручным управлением для работы при отключенной электроэнергии.
К арматуре холодильных машин относятся также обратные и предохранительные клапаны.