Ремонт насосов холодильных установок

Неисправность шестеренных маслонасосов создает опасность в работе холодильной установки. Увеличение осевых и радиальных зазоров, повреждение зубьев шестерен уменьшают напор и производительность насоса. Чтобы избежать утечки масла, зазоры между зубьями шестерен и корпусом, а также по торцам делают минимальными.

Осевой зазор между торцами шестерен и крышкой измеряют свинцовой проволокой. Ее укладывают на торец шестерен и затягивают гайкой крышки. Толщина сплющенной проволоки, измеренная после снятия крышки, должна быть 0,05 н-0,15 мм. Уменьшают зазор, меняя толщину прокладки между фланцем корпуса насоса и крышкой.

Радиальные зазоры между шестернями и корпусом проверяют специальным щупом. Они должны составлять 0,05— 0,25 мм. При износе внутренней поверхности корпуса или головки зубьев этот зазор превысит норму, тогда следует заменить шестерни маслонасоса. Другая причина падения напора и производительности шестеренных маслонасосов — износ втулок осей шестерен. При этом увеличиваются боковой и радиальный зазоры в сцеплении зубьев. Изношенные втулки заменяют новыми. Зазор в зацеплении шестерен должен быть не более 0,3 мм.

При ремонте маслонасосов проверяют состояние клапанов и пружин. Ослабленные пружины заменяют. Нарушение плотности посадки клапана на седло устраняют их притиркой.

Все каналы в корпусе, крышках и втулках перед сборкой тщательно промывают. Особое внимание уделяют центровке валика шестеренного насоса. Сборку насоса начинают с запрессовки втулок игольчатых подшипников. Закрепив втулки, устанавливают зубчатые колеса, которые монтируют на валиках с помощью сегментных шпонок. Проверив зазоры, монтируют крышку с вкладышами и сальник. Затем насос проверяют на плавность хода, провертывая его вручную, после чего на специальном стенде определяют его производительность и напор.

В центробежных насосах падение напора происходит при увеличении зазора между рабочим колесом и корпусом, при подсосе воздуха и повреждении напорного маслопровода. В этих случаях насос разбирают, устанавливают правильные зазоры, ремонтируют сальник и заваривают маслопровод.

В многоплунжерном маслонасосе-лубрикаторе давление может упасть из-за ослабления пружин межступенчатого или выходного клапана. Ослабленную пружину необходимо заменить. Подработка вилки, эксцентрика, системы рычагов ведет к падению производительности лубрикатора. Во время ремонтов изношенные детали заменяют.

Во время текущего ремонта центробежных рассольных и водяных насосов необходимо снять с насоса ограждение, муфты, трубки охлаждения, приборы, масленки. Затем разбирают сальники, для этого следует отвернуть гайки, освободить сальниковые крышки; после вскрытия крышки корпуса насоса вынимают сальниковую набивку, кольца гидравлического уплотнения и грундбуксы. После этого разбирают подшипники скользящего трения, отсоединяют крышки корпусов подшипников, вынимают маслоподающие кольца и вкладыши подшипников.

Для снятия подшипников качения отсоединяют крышки корпусов подшипников, отвертывают гайки, снимают распорные втулки, маслоподающие кольца и спрессовывают шарикоподшипники или роликовые подшипники. Снятые детали очищают и протирают. При этом изношенные части заменяют.

Установка подшипников качения ведется в обратном порядке: напрессовывают подшипники; устанавливают маслоподающие кольца и распорные втулки, закрепляют их гайками и устанавливают крышки корпусов.

Сборку подшипников скольжения ведут так: вставляют вкладыши и маслоподающие кольца, устанавливают и соединяют крышки корпусов подшипников. Установив кольца гидравлического уплотнения, сальниковую набивку и крышки, закрепляют их гайками. После установки ограждения муфты привода, трубок охлаждения, приборов и масленок насос опробывают.

При среднем ремонте, помимо перечисленных операций, снимают крышку насоса, вынимают ротор с муфтой и снимают муфту. После этого ротор полностью разбирают.

Для выполнения среднего ремонта насоса необходимо:
зачистить вал, шпоночные канавки на рабочем колесе и муфте привода;
напрессовать уплотняющее кольцо на рабочее колесо, просверлить отверстия, нарезать резьбу и поставить стопоры;
изготовить амортизаторы под пальцы муфты привода;
вырубить прокладки для крышек корпуса насоса и подшипников.

После проведения ремонта насос собирают, навертывают защитные втулки, напрессовывают и закрепляют муфту привода, укладывают ротор в корпус и устанавливают крышки.

При капитальном ремонте рабочие колеса снимают с ротора, вынимают и растачивают подшипники скольжения, заменяют набивку сальника, проверяют и восстанавливают фундаменты, восстанавливают тепловую изоляцию и красят насос.

Если при капитальном ремонте не удается отремонтировать насос, его заменяют новым. На крупных предприятиях, обычно на складе, есть резерв мелких и средних насосов. При наступлении срока капитального ремонта старый насос демонтируют и отправляют в ремонтно-механический цех, заменяя его заранее отремонтированным и испытанным. Также заблаговременно готовят отдельные узлы, которыми при ремонте заменяют те узлы, в которых обнаружены неисправности.