Вода и механические примеси в системе

Вода в систему попадает как с самим холодильным агентом, так и после гидравлических испытаний из-за неполной просушки системы. Часть воды вносит влажный воздух, проникающий в систему, мелкие свищи в конденсаторах становятся источником увлажнения хладагента, и, наконец, смазочные масла, большая часть которых гигроскопична, тоже несут в систему какое-то количество влаги.

Влияние, которое оказывает вода на работу холодильного агента, зависит от их взаимной растворимости. Аммиак и вода хорошо растворяются друг в друге. Вода в виде крепкого водоаммиачного раствора постепенно накапливается в нижней части испарителя аммиачных систем, откуда ее периодически удаляют.

Аммиак в присутствии воды вызывает сильную коррозию меди, цинка и их сплавов. Продукты коррозии выносятся хладагентом в узкие места системы (обычно это регулирующие вентили) и забивают их, прекращая подачу хладагента, а также загрязняют поверхности теплопередачи.

Кроме того, при дросселировании аммиака содержащаяся в нем вода вымерзает в отверстиях дроссельных устройств и также забивает их. Кристаллики образовавшегося льда выводят из строя приборы автоматики.

В установках, работающих на фреоне-22, вода ведет к образованию густых маслянистых осадков, загрязняющих трубы, фильтры и дроссельные устройства. В установках, использующих фреон-12, вода способствует омеднению стальных поверхностей. В присутствии влаги масло вступает в химические реакции с медными частями аппаратуры. Унесенная медь затем выпадает на стальных частях машин и аппаратов, уменьшая при этом зазоры в подшипниках, нарушая работу клапанов и сальников.

Все это предъявляет высокие требования к сухости хладагентов, не растворяющихся в воде.

Внимание персонала должно быть направлено на то, чтобы не допускать влагу в систему и удалять ее по мере накопления.

Перед заправкой хладагентом фреоновые системы следует подвергать тщательной осушке, продувать их горячим осушенным воздухом. Воду для испытания фреоновых систем использовать  не следует. При испытании на плотность применяют, как правило, сухой азот.

Для удаления влаги, попавшей в систему, в регулирующих станциях фреоновых холодильных установок имеются специальные устройства — осушители, в которых влага адсорбируется (поглощается) специальными веществами. В качестве адсорбентов применяют алюмогель, силикагель или цеолиты. Алюмогель и силикагель — вещества на основе окиси алюминия и окиси кремния, из которых предварительным нагревом удалена вода. Цеолиты — специально подобранные вещества. Они пропускают молекулы воды и задерживают более крупные молекулы фреона.

Адсорбенты восстанавливают свое влагосодержание до нормального, после чего осушители подвергают регенерации, во время которой удаляется адсорбированная влага. Регенерацию ведут продувкой горячим сухим воздухом или прокалкой адсорбента в печи. Учитывая, что регенерированный адсорбент жадно поглощает влагу из воздуха, его необходимо после прокалки загрузить горячим в осушитель или тщательно укрыть в герметичную тару.

Иногда во фреоновые системы добавляют метиловый спирт (метанол), что также позволяет избежать вымерзания влаги в регулирующих станциях. Метанол сильный яд, при обращении с ним следует тщательно выполнять правила техники безопасности.

В установках, работающих на пропилене и этилене, во избежание образования кристаллогидратов этих продуктов (твердых соединений с водой) в систему также добавляют некоторое количество метилового спирта. Он, растворяя воду, понижает температуру ее замерзания.

При недостаточной очистке внутренних поверхностей машин и оборудования после их изготовления от формовочного песка, окалины, ржавчины, при плохой окраске аппаратов, в случае заправки систем недостаточно очищенным хладагентом или смазочным маслом в холодильной системе появляются механические загрязнения.

Эти загрязнения смываются с поверхностей хладагентом и циркулируют вместе с ним в системе. Попадая в движущиеся и трущиеся части машин, а также в дроссельные отверстия и капиллярные трубки приборов автоматики, механические загрязнения нарушают их работу. Частицы песка и окалины забивают регулирующие вентили, преграждая доступ хладагента в испарители.

Основным средством борьбы с вредными последствиями механических загрязнений является тщательная очистка внутренних поверхностей машин и аппаратов перед их монтажом и после ремонта. Кроме того, в схемах предусмотрены фильтры и грязеуловители.

Наиболее чувствительны к загрязнениям компрессоры и регулирующие станции, перед ними обязательно устанавливают грязеуловители, аммиачные и фреоновые фильтры.

Часть механических загрязнений оседает в масляных горшках испарителей, конденсаторов, ресиверов, промежуточных сосудов и вместе с маслом периодически удаляется.