Воздух в холодильной системе

В любой холодильной системе есть воздух. Он проникает туда при понижении давления ниже атмосферного, частично остается при первоначальном заполнении системы хладагентом, попадает во время вскрытий и ремонтов, а также просачивается через пористые материалы прокладок и сальников.

Воздух — крайне вредная примесь для любого хладагента. Попав в систему хладагента, он постепенно скапливается в конденсаторе, так как находящийся после конденсатора ресивер служит препятствием не только для паров хладагента, но и для воздуха.

Накапливающийся в конденсаторе воздух вызывает повышение давления конденсации, а воздушная пленка, образующаяся на поверхности конденсации, резко ухудшает отбор тепла от конденсируемого хладагента. Ухудшение съема тепла при том же потоке хладагента неизбежно приводит к росту давления конденсации и увеличению степени сжатия в компрессоре. В конце концов это может привести к недопустимому повышению давления и температуры на выходе из компрессора.

Во избежание вредных последствий нахождения воздуха в системе необходимо принимать меры как по уменьшению возможности его попадания, так и по его удалению из системы.

Для вывода воздуха из холодильных установок служат специальные аппараты — воздухоотделители. Паровоздушная смесь, отбираемая в конденсаторе и ресивере, подвергается в воздухоотделителях дополнительному охлаждению за счет испарения части холодильного агента. При этом большая часть содержащегося в паровоздушной смеси хладагента конденсируется и возвращается в ресивер, а воздух с оставшимся количеством хладагента пропускается через слой воды (при поглощении аммиака) или масла (при поглощении фреона) и сбрасывается в атмосферу.

Сброс воздуха из конденсатора без его промежуточного охлаждения ведет к большим потерям хладагента.

Отбор паровоздушной смеси следует производить не с верхних точек конденсатора, а из наиболее холодной его зоны — в месте подвода охлаждающей воды или над уровнем жидкости.

Во фреоновых установках воздух оказывает меньшее влияние на давление конденсации. Во фреоновоздушной смеси труднее сконденсировать фреон, чем в смеси воздуха с аммиаком. Даже при охлаждении фреона до —30° С с воздушной смесью будет уноситься от 25 до 50% фреона, в то время как в аммиачно-воздушной смеси при этих же условиях содержание аммиака не превышает 5÷10%. Поэтому фреоновые системы делают более плотными, чем аммиачные, и в них более тщательно удаляют воздух перед заполнением.

Для уменьшения потерь фреона в воздухоотделительных устройствах крупных фреоновых установок паровоздушную смесь дополнительно сжимают в специальном компрессоре и через маслоотделитель подают в отделитель воздуха.

Выпуск воздуха из системы, наряду с удалением из нее масла, является одной из основных операций, выполняемых эксплуатационным персоналом холодильных установок в процессе работы.