Дефекты декорированных изделий

При подглазурном декорировании после политого обжига возможны следующие дефекты:
сборка глазури - возникает при нанесении краски на необезжиренную, необеспыленную поверхность изделий;
растекание краски (расплывчатость контура) - получается при высоком содержании плавней в краске и глазури. Для устранения этого дефекта необходимо повысить вязкость краски, вводя в ее состав каолин, более тугоплавкую глазурь. Роспись, выполненную подглазурными красками, в состав которых входит тугоплавкая глазурь, необходимо подвергнуть перед глазурованием закрепительному обжигу на температуру плавления входящей в состав краски глазури. Появление этого дефекта может быть вызвано малым количеством декстрина, вводимого в состав краски для закрепления декора на поверхности неглазурованного изделия перед глазурованием. При глазуровании изделий методом погружения или полива глазурь захватывает частички незакрепленной краски, а при политом обжиге это вызывает потеки краски. Это дефект неисправимый;


вскипание красок (образований вздутий и наколов на поверхности глазури, покрывающей декор) - происходит при повышенном содержании в составе красок оксидов Co2O3, Ni2O3, MnО и др., выделяющих при обжиге много кислорода, а также при повышенном содержании в составе красок органических связующих (декстрина, глицерина и др.). Для устранения дефекта необходимо откорректировать состав красок, наносить их более равномерным слоем и соблюдать режим обжига;
восстановление красок и цветных глазурей - проявляется в образовании шагреневой поверхности, матовости (снижение блеска), неоднородности окраски. Является результатом несоблюдения режима обжига, что приводит к науглероживанию глазури и краски. Для устранения необходимо соблюдать заданный температурный и газовый режим обжига.

Для изделий, декорированных надглазурно и прошедших обжиг, характерны следующие дефекты:
сухость краски - проявляется в виде матовости, что указывает на низкое содержание флюса в краске или низкую температуру обжига. Причиной сухости краски могут стать пары воды, попавшие в муфель при обжиге (из сырых лещадок или через трещины в муфеле с отходящими, газами и др.). Сухость краски наблюдается и при нанесении ее очень тонким слоем на изделие;


изменение и обесцвечивание тона краски (потускнение золота, пурпуровые и розовые цвета приобретают синеватый оттенок и т. д.) - наступает при превышении температуры обжига и газовой среды обжига;
вскипание краски - может быть вызвано быстрым подъемом температуры обжига, при этом происходит одновременно процесс выгорания органических соединений и расплавление флюса;
сборка краски и деколи - возникает при быстром подъеме температуры, плохой промывке изделий перед декорированием, плохой сушке изделий с нанесенной деколью, толстом слое мастики;
потек красок - происходит в результате введения в состав красителя большого количества скипидара и масел при расправке красок на палитре. В начальный период обжига уменьшается вязкость масел и краски текут;
разрыв декора (нарушение целостности декора) - происходит при нанесении краски на плохо обезжиренную поверхность изделий, несоответствии флюса и глазури, при быстром подъеме температуры;
разрыв рисунка деколи - образуется при плохой мойке изделий после декорирования, при невнимательном наклеивании лепков на изделие (лепок с рисунком неплотно прилегает к поверхности изделия), длительном увлажнении лепков, небрежном снятии бумажной подложки, а также при быстром подъеме температуры при обжиге;
царапины на рисунках (механические повреждения) - появляются в результате небрежной установки изделий на транспортные средства;
матовость красок - возникает вследствие их недожога, запарки во время обжига, поглощения паров летучих кислот, а также при нанесении их на изделия чрезмерно толстым слоем. Для устранения этого дефекта не следует переносить раскрашенные, но необожженные изделия из теплого помещения в холодное, и наоборот, так как от резкой перемены температур изделия покрываются мельчайшими каплями влаги (запотевают). Не допускается хранение кислот (соляной, азотной, серной, уксусной, плавиковой) в живописных цехах или в помещениях, где расположены муфельные печи. Матовость красок от недожога устраняют повторным обжигом при соответствующей температуре;


недожог красок (краска легко стирается фланелевой тканью) -возникает при низкой температуре обжига. Для устранения недожога необходим контроль за соблюдением температуры обжига;
чернота - появляется при образовании восстановительной газовой среды при обжиге, в результате чего сажистый углерод внедряется в поверхность красочного слоя. Восстановительная газовая среда образуется от неполного сгорания органических связующих в составах красок (скипидара, канифоли и др.) при плохом воздухообмене в печи;
засорка - происходит из-за низкого качества огнеупорного припаса и плохой его обмазки. Для устранения дефекта необходим контроль за состоянием огнеприпаса, своевременная его обмазка и замена;
помарки краской - являются результатом низкой технологической дисциплины. Помарки золотом снимают плавиковой кислотой или царской водкой (смесь азотной и соляной кислот), а также мелками или карандашами, имеющими следующий состав: сухая глазурь 50 %, глинозем 40%, глина 10% (в смесь заливают воду до получения тестообразного состояния, отформовывают мелки и обжигают их при температуре 900 °С). Помарки краской снимают механическим путем, используя утельный полуфабрикат или карандаши, пасту состава, (%): электрокорунд марки ЭБ-М20-28 - 62,5, карбид кремния марки Э-М14-20-22, воск - 15,5.

Контрольные вопросы
1. Каково назначение декорирования? 2. Назовите виды декорирования. 3. Какие материалы используются при декорировании фарфоровых и фаянсовых изделий? 4. Перечислите способы декорирования фарфоровых и фаянсовых изделий. 5. Какое оборудование используется при декорировании? 6. Охарактеризуйте печи для обжига декорированных изделий. 7. Перечислите возможные дефекты декорированных изделий и способы их устранения.