Декорирование фарфоровых и фаянсовых изделий

Назначение декора - повысить эффект, производимый цветом и формой материала, так как материал, форма и декор при правильном сочетании определяют функциональные и эстетические свойства изделий.

Наиболее широкое распространение получили такие виды декорирования фарфоровых и фаянсовых изделий бытового назначения, как подглазурное и надглазурное, реже применяются рельефный декор, декорирование цветными глазурями, эмалями, ангобами.

схема декорирования
Рис. 60. Схема декорирования: а - подглазурного, б - межглазурного, в - надглазурного; 1 — краска, 2 — глазурь, 3 — материал изделия (фарфор, фаянс, майолика, каменная масса)

Подглазурное декорирование (рис. 60, а) осуществляется или по высушенному материалу изделий (возможна и роспись по сырому материалу изделия), или по обожженному, но неглазурованному пористому материалу. После подглазурного декорирования изделия либо подвергают закрепительному обжигу, либо сразу глазуруют и затем обжигают при температуре расплавления глазури. Таким образом, декор получается под слоем глазури.

Возможна живопись по сырой (необожженной) глазури - межглазурное декорирование (рис. 60, б).

Надглазурное декорирование производится по глазурованной и обожженной поверхности изделий и также закрепляется обжигом (рис. 60, в).

Для подглазурного декорирования используют оксиды и растворы солей цветных металлов (краски-растворы), керамические пигменты, подглазурные краски, ангобы. Для надглазурного декорирования применяют надглазурные краски; препараты жидкого и порошкообразного золота, серебра; люстры; деколь.

Выпуклое украшение поверхности - это вид рельефного декора, включающий: отливку изделий в гипсовых формах с рельефным рисунком на их поверхности; нанесение декора путем лепки на поверхность изделий, находящихся в кожетвердом (подвяленном) состоянии; роспись ангобами из рожка по сырому полуфабрикату. После сушки изделия глазуруют и обжигают.

При заглубленном декорировании для получения изображения применяются: гравировка проволочной петлей; процарапывание поверхности подвяленного изделия острым инструментом; вдавливание изображения (инкрустация). Вырезанные линии рисунка заполняют цветными ангобами или керамическими красками, изделия сушат, покрывают прозрачной глазурью и обжигают. Иногда рисунок процарапывают (сграффито) сквозь слой нанесенной (сырой) глазури до обнажения цвета материала полуфабриката или подглазурного ангоба, зачищают края линий и обжигают.