Страницы: 1 2

Материалы для декорирования изделий

Керамические краски состоят из красящих пигментов, флюсов и различных вспомогательных компонентов, вводимых для повышения тона, лучшего закрепления на черепке изделий, регулирования реологических свойств красок.

Пигменты в своей основе состоят из оксидов металлов или их соединений — алюминатов шпинельного типа, гранатов, виллемитов, вольфрамов и других твердых растворов или химических соединений. Хромофорами, или носителями цвета в пигментах, являются естественно окрашенные оксиды В, Bi, Al, Fe, Со, Cd, Mn, Cu и др.

Флюсы — легкоплавкие свинцовые и щелочные бессвинцовые силикатные легкоплавкие стекла, придающие краскам блеск. Они должны быть хорошо проплавлены, однородны, не содержать кварцевых зерен и других включений. Гранула флюса должна иметь размер не более 8 мм, а тонкомолотый флюс должен иметь остаток на сите № 0056 (10 085 отв/см2) не более 0,5%. Влагоемкость флюса не более 1 %.

По назначению керамические краски разделяются на подглазурные и надглазурные. Подглазурные краски изготовляют из жаростойких минеральных пигментов с добавлением флюсующих материалов (полевой шпат, фритта или глазурь). Они подразделяются на краски для фарфора, обжигаемые при 1350—1410° С, и краски для фаянса, обжигаемые при 1050—1280° С. Высокотемпературные краски представлены ограниченной цветовой палитрой, в основном соединениями кобальта.

Приготовляют подглазурные краски путем смешивания и помола мокрым способом пигментов с глазурью в шаровой мельнице. К краскам добавляют глину, полевой шпат, декстрин, глицерин, сахар и другие компоненты для регулирования свойств краски, оттенка и температуры обжига. Готовую краску пропускают через сито № 0085 (4450 отв/см2) и хранят в герметически закрывающемся сосуде. Краска для декорирования по высушенному черепку должна иметь влажность 38— 40%.

К числу подглазурных красок относят также краски-растворы, полученные растворением в воде солей цветных металлов при нагревании. Содержание соли в растворе колеблется в широких пределах: никель азотнокислый (коричневый) —600 г/л; кобальт сернокислый (темно-синий)— 800 г/л; хромпик (светло-зеленый) — 100 г/л; препарат золота (вишнево-красный) — 1,2%. Для увеличения клейкости в растворы добавляют декстрин, глицерин или сахар.

Наносят подглазурный декор на высушенные или обожженные на утель изделия. Подглазурные краски должны быть стойкими против действия высоких температур и глазури, а также восстановительной атмосферы при обжиге фарфора. Это ограничивает цветовую гамму подглазурных красок в основном оксидами и соединениями кобальта и реже хрома, марганца, железа, урана, никеля. В производстве фаянсовых изделий, обжигаемых при температуре ниже 1300° С, подглазурным декором украшают около 60% всех изделий.

Подглазурный декор долговечен, так как прикрыт глазурным покровом, и экономически выгоден, потому что исключается дополнительный обжиг для закрепления декора.

Надглазурные краски представляют собой смесь минеральных пигментов с легкоплавкими стеклами (флюсами). Пигменты изготовляют на основе, оксидов и соединений Со, Cr, Fe, Mn, Al и др.

В зависимости от температуры обжига надглазурные краски делят на три группы, обжигаемые соответственно при температурах 775±15, 805±15, 815±10°С.

По кислотостойкости краски подразделяют на четыре группы. Краска, приготовленная из пигментов, флюсов и добавок, должна иметь остаток на сите № 0056 (10 085 отв/см2) не более 0,2%.

Готовят краски путем растирания компонентов с б— 7%-ным водным раствором декстрина или скипидара в фарфоровых барабанах или краскотерках (вальцах). Соотношение М : Ш : В равно 1:1,2:0,5. Влажность готовых красок 30—33%. Процессы приготовления и методы нанесения подглазурных и надглазурных красок в основном одинаковы. Надглазурные краски обладают более богатой цветовой гаммой и яркостью цвета, так как обжигаются при более низких температурах в окислительной газовой среде в муфельных или электрических печах. Надглазурный декор менее прочно закрепляется на поверхности глазурного покрова и быстрее разрушается в процессе эксплуатации.