Изготовление стержней

Конструктивные особенности стержней. В зависимости от конфигурации и назначения стержни подразделяют на пять классов. К I классу относят стержни сложной конфигурации с очень тонкими сечениями, имеющие небольшие узкие знаки и образующие в отливках ответственного назначения необрабатываемые внутренние полости. Стержни 1 класса должны обладать высокой прочностью после сушки при малом содержании связующих ввиду затрудненного отвода из них газов.

Ко II классу относят стержни, имеющие более развитые знаки и образующие необрабатываемые полости в отливках, а также наряду с массивными частями — тонкие выступы и ребра. Высокая прочность стержней этого класса обеспечивается введением большого количества связующих. К III классу относят центровые стержни, образующие отверстия с конфигурацией средней сложности. Стержни должны обладать высоким качеством поверхности при средней прочности. К IV классу относят стержни несложной конфигурации, образующие в отливках полости, подвергающиеся обработке. К ним же относят крупные стержни малой и средней сложности, образующие внешние поверхности отливок. К IV классу относится большинство стержней. В V класс входят массивные стержни, образующие внутренние полости простой конфигурации в крупных отливках.

Стержень помимо основной части, оформляющей контуры отливки, имеет знаковую часть, служащую для точной установки и фиксации стержня в определенном месте формы, а также каналы для удаления газов, выделяющихся из стержня при заливке формы.

Стержни, занимающие в форме вертикальное положение, имеют вертикальные знаки 1, 3 (рис. 4.26,а), занимающие горизонтальное положение — горизонтальные знаки 1, 3 (рис. 4.26,6).

знаковые части стержней
Рис. 4.26. Знаковые части стержней:
а — вертикального, б — горизонтального

Повышение прочности стержней достигается заформовыванием в них упрочняющей арматуры — каркасов 2, изготовленных для мелких стержней из мягкой отожженной стальной проволоки, для крупных — из стальных прутков или прутков, отливаемых из серого чугуна. Каркасы должны обеспечивать необходимую прочность и жесткость стержня, не препятствовать усадке отливки, а также легко удаляться из нее при выбивке стержня.

Для лучшего отвода газов в стержнях делают вентиляционные каналы 4 (см. рис. 4.26,а). Сложные криволинейные каналы образуются путем заформовывания в стержень при его изготовлении соломенных жгутов или восковых фитилей, которые во время сушки выжигаются или выплавляются. В стержнях, склеиваемых из двух половинок, вентиляционные каналы образуются при вдавливании в них вентиляционных плит. В крупных и массивных стержнях делают внутренние полости, которые заполняют легкими пористыми материалами, например гарью, образующейся после горения кокса.