Безопасность труда при транспортировании, перемещении и подъеме грузов в литейных цехах

Современные литейные цехи создаются и развиваются на основе организации поточного производства отливок и применения средств непрерывного транспорта.

Оснащение литейных цехов разнообразными транспортными и грузоподъемными механизмами характерно не только для массового и крупносерийного производства, но и для мелкосерийного и индивидуального, где последнее время совершенствование литейного производства ведется в направлении создания групповых потоков изготовления отливок, имеющих общие технологические признаки, с использованием линий скользящей оснастки. Однако наряду с широким применением различных транспортных средств в литейных цехах пока сохраняются еще в довольно значительном объеме ручные операции, особенно на вспомогательных и погрузочно-разгрузочных работах.

Травматизм, связанный с перемещением и подъемом грузов, еще сравнительно высок и составляет, по данным МИОТ, более 20% всех несчастных случаев в чугунолитейных цехах.

В целях предупреждения травматизма рабочие должны высвобождаться от непосредственного участия в подъемно-транспортных операциях на тяжелых участках работ таких, как, например, выбивка отливок, удаление стержней из отливок, шихтовка и др., путем комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и вспомогательных работ.

Целесообразным является замена ранее повсеместно принятого железнодорожного транспорта безрельсовым транспортом для доставки в литейные цехи шихты и формовочных материалов с прирельсового базисного склада. Увеличение безрельсовых перевозок взамен железнодорожных позволяет сократить территорию завода и наиболее целесообразно механизировать транспортные работы на базисном складе.

Железнодорожный транспорт для внутризаводских перевозок может применяться только для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

При разработке проектов механизации транспортных работ, а также в процессе эксплуатации подъемно-транспортных устройств необходимо соблюдать правила техники безопасности при перемещении грузов.

Механизация набора и загрузки шихты в вагранку осуществляется:
а)       применением магнитной шайбы с регулируемой грузоподъемностью, с помощью которой загружается бадья скипового или иного подъемника. В этом случае не требуется тщательная разделка шихты; данная система рекомендуется для вагранок большой производительности, преимущественно для крупных отливок;
б)       выдачей шихты из раздаточных бункеров траковыми или лотковыми питателями в бункер передвижной тележки, откуда она загружается в бадью скипового подъемника. При такой, механизации требуется несколько более тщательная разделка шихты. Рекомендуется для вагранок средней производительности при сравнительно частой смене шихт, что имеет место при мелкосерийном производстве отливок;
в) выдачей шихты из раздаточных бункеров траковыми или лотковыми питателями через весовые дозаторы, которые устанавливаются под каждым питателем на систему пластинчатых транспортеров, загружающих шихту в бадью скипового подъемника или непосредственно в вагранку. Данная система рекомендуется для вагранок большой производительности в массовом производстве; она требует наиболее тщательной разделки шихты.

Не рекомендуется применять подвесные конвейеры для охлаждения отливок, требующие, как правило, ручной загрузки.  Пластинчатые конвейеры предпочтительнее подвесных цепных конвейеров. На них более просто производится загрузка отливок и при их применении резко сокращаются просыпи из отливок и стержней горелой смеси.

К основным машинам для механизации транспорта в формовочно-заливочных я выбивных отделениях относятся горизонтально-замкнутые и вертикально-замкнутые тележечные литейные конвейеры. Широко применяются конвейеры с размерами платформ от 500 X 800 мм до 1500 X 2000 мм грузоподъемностью от 500 до 8000 кг. В последнее время разработан новый тип литейного конвейера, в котором соседние платформы перекрывают друг друга и образуют оплошной настил.