От сверлильного станка до космического корабля

Отливки для машин. Художественное литье и литье бытовых изделий — далеко не главное дело литейного производства. Наибольшее количество отливок изготовляется для самых разнообразных машин. Любая машина состоит из нескольких десятков или сотен деталей. И более половины этих деталей (по крайней мере по массе) изготовляется литьем. Ни один машиностроительный завод не обходится без литейных цехов. Литейные цехи производят литые заготовки для будущих деталей. В механических цехах эти детали обтачивают, строгают, сверлят, фрезеруют и шлифуют. Причем делают это на станках, которые сами состоят более чем на три четверти из литых деталей. Затем в сборочных цехах эти детали собирают. Сначала в узлы, а потом — чаще всего на сборочных конвейерах — в готовые машины.

Литье — это заготовительная база машиностроения.

А машиностроение в наш век — основной рычаг технического прогресса.

Нет такой отрасли машиностроения, которая не нуждалась бы в отливках. Ведь примерно половину массы наших сельскохозяйственных машин составляют литые детали. В тракторах масса литых деталей доходит до 60%, в прокатных станах она составляет 69%, в текстильных машинах — до 78%, в металлорежущих станках— 80—85%, в полиграфических машинах — до 90%, а в химическом машиностроении — 95%.

Литые изделия необходимы и в энергомашиностроении. Паровые машины, паровые и газовые турбины, работающие на тепловых электростанциях, гидротурбины, вращающиеся в потоке падающей воды и приводящие во вращение генераторы электрического тока на гидроэлектростанциях, атомные реакторы на современных АЭС — все это установки, требующие большого количества литых деталей, причем деталей крупногабаритных и весьма ответственных.

Отливка вала эксцентрика конусной дробилки массой 2,5 т
Гидротурбина Камской ГЭС с лопатками направляющего аппарата из высокопрочного чугуна


Сектор трубогибочного стана, отлитый из высокопрочного чугуна
Корпус тормоза непрерывного тонколистового прокатного стана массой 4,1 т, отлитый из высокопрочного чугуна


Отливки сложных деталей для машиностроения:
а — блок цилиндров двигателя; б — станина крупного металлорежущего станка; в — коленчатый вал двигателя; г — тройник; д — шестерня; е — крыльчатка
Мелкие отливки

Отливка массой 460 тонн! Представьте себе такую картину. Широкая Волга вблизи Куйбышева перегорожена искусственной плотиной. С высоты 22 м с гребня плотины низвергается мощный водяной поток — до 700 м3 воды в секунду! Струи воды бьют по лопаткам водяного колеса турбины. И это мощное колесо диаметром, равным высоте трехэтажного дома, послушно вращается «а вертикальном валу. Другой конец вала связан с генератором электрического тока. Вся эта триада: турбина — вал — генератор — по вертикали занимает 30 м. Сооружение, соответствующее высоте десятиэтажного дома!

Вал, соединяющий турбину с генератором, имеет длину 10 м, диаметр — 1,5 м и весит в чистом виде 96 т. Для изготовления такого вала понадобилась отливка массой 180 т! Отливка рабочего колеса турбины весила еще больше — 460 т! Подобные уникальные отливки изготовлялись и для более крупных гидроэлектростанций — Красноярской, Ангарской, Саяно-Шушенской и других.

Сердце машины — двигатель. Теперь вспомните транспортное машиностроение с его тепловозами, электровозами, грузовыми и пассажирскими вагонами; судостроение с его мощными теплоходами, катерами, буксирами, ледоколами, кораблями на подводных крыльях; военную и гражданскую авиацию; современную артиллерию и новейшую ракетную технику; искусственные спутники и космические корабли и многое, многое другое.

Какое из перечисленных изделий могло бы обойтись без литых деталей? Достаточно вспомнить только о двигателях внутреннего сгорания. Блоки моторов, головки блоков, картеры, поршни, поршневые кольца, клапаны, шатуны, коленчатые валы — все это творение рук литейщиков! Даже простейший мопед не обходится без них. А что уж говорить о мотоциклах, автомобилях, морских судах, подводных лодках, ледоколах, самолетах — сердцем которых является двигатель внутреннего сгорания.

Станины станков, моторов и прессов, локомотивные и вагонные рамы, судовые валы и гребные винты, траки гусениц для тракторов — чего только не отливают литейщики!