Подготовка инженеров-литейщиков

Что должны знать инженеры литейного производства? Литейное производство — разносторонняя, многогранная отрасль промышленности. Поэтому инженеры и техники-литейщики должны обладать широкими познаниями в различных областях науки.

Чтобы изготовить металл или сплав необходимых качеств, литейщик должен быть прежде всего металлургом. Чтобы изготовить надежную литейную форму — он должен быть хорошим технологом. Чтобы управлять многочисленными машинами и автоматами — он должен быть знающим механиком, электронщиком, автоматчиком. Чтобы обеспечить наиболее высокую производительность труда и наименьшую себестоимость литья — он должен быть еще и хорошим экономистом. Чтобы не останавливаться на достигнутом, а создавать новые, более прогрессивные процессы, он должен еще быть и исследователем. Чтобы успешно руководить коллективом людей, уметь их увлечь и повести за собой — он должен обладать способностями организатора, вожака.

Вот сколько разнообразных требований предъявляется к инженерам-литейщикам!

Поэтому в вузах учебный план строится на принципе подготовки специалистов широкого профиля. Будущие инженеры должны быть вооружены марксистско-ленинским мировоззрением, уметь хорошо чертить и знать математику, физику, химию, гидравлику, теплотехнику, электротехнику, электронику и автоматизацию. Они изучают широкий цикл дисциплин механического профиля: теоретическую механику, теорию механизмов и машин, сопротивление материалов, детали машин, грузоподъемные устройства. Знание этих дисциплин позволяет им успешно освоить специальные курсы оборудования, электроники, автоматизации и проектирования литейных цехов и заводов.

Знание математики, физики, химии, теплотехники и химической термодинамики дает возможность усвоить специальные курсы металлургического цикла: теорию металлургических процессов, литейные сплавы, плавку литейных сплавов, печи и сушила.

Знание основ тех же дисциплин необходимо для усвоения специальных дисциплин технологического цикла: формовочные материалы и их испытания, литейная форма, формирование отливок в литейной форме, специальные способы литья, контроль литейного производства.

В процессе учебы студенты проходят несколько производственных практик непосредственно в цехах завода и выполняют ряд лабораторных и исследовательских работ. Кроме того, они работают над курсовыми проектами по ряду дисциплин, а после окончания теоретической учебы направляются на преддипломную практику, выполняют дипломный проект и защищают его перед Государственной экзаменационной комиссией.

Направление молодых специалистов на работу. Госплан дает министерствам план распределения молодых специалистов в целом по отрасли. На основе этих планов производится распределение оканчивающих вузы по местам будущей работы. В течение трех лет каждый молодой специалист обязан трудиться на том предприятии, куда он направляется комиссией по распределению молодых специалистов. Право выбора места будущей работы предоставляется в первую очередь тем выпускникам, которые имеют лучшую успеваемость за все годы обучения.

Кем будут работать молодые специалисты-литейщики. На какие же должности направляются молодые специалисты-литейщики?

В литейных цехах они работают мастерами смен или участков, старшими мастерами, начальниками смен и участков, технологами, диспетчерами, старшими инженерами, начальниками плановых бюро и отделов технического контроля цеха, заместителями начальника цеха и начальниками цехов.

В заводоуправлении они работают в должности инженеров и старших инженеров отделов, руководителями групп в производственном отделе, в отделах главного металлурга, главного технолога, главного механика и главного энергетика, в бюро по изобретательству и рационализации (БРИЗ) и в бюро по научно-технической информации (БТИ), главными специалистами завода, заместителями главного инженера и директора завода, главными инженерами и директорами заводов.

Выпускники вузов направляются также в центральные заводские лаборатории (ЦЗЛ), в специальные конструкторские бюро (СКВ) и в научно-исследовательские институты (НИИ), где работают в должностях инженеров-исследователей, конструкторов, технологов, руководителей групп, младших и старших научных сотрудников, руководителей секторов и отделов, главных инженеров проектов, НИИ, СКБ и начальников (директоров) их.

Проявившие способности к научной деятельности выпускники вузов оставляются при кафедрах и работают инженерами-лаборантами, инженерами кафедр, инженерами научно-исследовательского сектора вуза (НИС), младшими и старшими научными сотрудниками, заведующими лабораториями, ассистентами, старшими преподавателями, а затем и доцентами, и профессорами.

Подготовка инженеров-литейщиков в вузах. Подготовка инженеров-литейщиков в нашей стране ведется в металлургических, машиностроительных и политехнических вузах.

Инженеры-литейщики обучаются в вузах по двум специальностям: инженеры-механики по литейному производству и инженеры-металлурги по литейному производству.

Всего в СССР насчитывается свыше 50 кафедр литейного производства в вузах страны: 29 из них выпускают инженеров-механиков по литейному производству, остальные — инженеров-металлургов по литейному производству.

С перечнем вузов, готовящих инженеров-литейщиков, и с их адресами можно ознакомиться по справочникам для поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения. Такие справочники ежегодно издаются и поступают в широкую продажу во все книжные магазины и киоски.