«Лучшие» и «худшие» профессии

На наших глазах появляются новые «модные» профессии. Статистика утверждает, что в наши дни ежедневно возникает до 500 новых профессий! Сколько же их всего, профессий? В СССР по переписи населения в 1926 году насчитывалось более 10 тысяч различных профессий. В 1930 году их было уже 19 тысяч. В 1960 году число профессий в нашей стране увеличилось до 30 тысяч, а в 1970 — до 42 тысяч.

Вот и выбери одну, единственную из сорока двух тысяч!

О профессиях говорят по-разному. Одни профессии называют современными, другие — устаревшими. Одни профессии называют передовыми, другие — исчезающими. Ведь вот сколько профессий исчезло на наших глазах. В шахтах исчезли саночники, коногоны. На металлургических заводах — катали, верховые рабочие, формовщики литейных дворов у доменных печей. На электростанциях ушли в прошлое кочегары, в городах исчезли извозчики, водовозы.

Есть попытки делить профессии и на другие категории. Об одних говорят, что они лучшие, о других, что они худшие. Об одних толкуют: легкие, о других — трудные. Называют еще профессии спокойные и беспокойные.

Погоня за модными профессиями неоправданна. Не могут же все юноши и девушки стать только летчиками, космонавтами, врачами, журналистами и вокалистами. Обществу нужны люди самых различных профессий.

Как приобщиться к профессии. Как же должен современный молодой человек приобщиться к какой-нибудь одной профессии, если, анализируя самого себя, свои способности и наклонности, он не может принять твердого решения, к чему он пригоден?

Многие из подростков, в детские годы поступают в школьные кружки, группы и ансамбли Дворцов пионеров, детские технические станции, станции юных натуралистов и, занимаясь в них, постепенно втягиваются в работу, проникаются все большим интересом к делу, которое раньше их не занимало. Пробуждаемый интерес переходит в увлечение, увлечение — в потребность. Юные техники, авиа- и судомоделисты, овощеводы и кролиководы, ботаники и биологи, астрономы и радисты, летчики и парашютисты, геологи и археологи, музыканты и вокалисты, историки и следопыты, юные поэты и корреспонденты — сколько их таких профессий, прививающихся смолоду школой и детскими внешкольными учреждениями. Сколько ребят продолжают заниматься заинтересовавшим их делом, поступают в техникумы и вузы и становятся подлинными специалистами, нашедшими свое место в жизни.

Дорогою отцов. Естественно, что не только изучить, но даже и поверхностно ознакомиться со всеми существующими в человеческом обществе профессиями просто невозможно. Слишком их много. Поэтому круг выбора сужается теми профессиями, которые в силу обстоятельств находятся в поле зрения молодого человека. Многие, притом вполне резонно, считают благоразумным продолжать дело своих отцов. Наследуя от родителей мастерство, уменье, хватку, накопленный годами опыт, теоретические познания, молодые люди часто становятся видными мастерами своего дела, нередко превосходящими по квалификации своих родителей.

В последние годы все чаще можно слышать о трудовых успехах целых рабочих династий. В газетах все чаще стали появляться сообщения о династиях хлеборобов, механизаторов, агрономов, представителей разных рабочих профессий. Династии появляются и в области науки. Украинскую Академию Наук возглавляет директор института электросварки Б. Е. Патон, ученик и последователь своего знаменитого отца — мостостроителя и создателя способов автоматической электросварки под слоем флюса — Е. О. Патона. Крупнейшим металловедом стал академик А. А. Бочвар — сын профессора А. М. Бочвара. Институтом хирургии имени А. В. Вишневского в течение ряда лет руководил его сын, ученик и последователь, А. А. Вишневский. Крупнейшим специалистом в области прокатки металлов стал член-корреспондент АН СССР профессор И. М. Павлов — сын известного академика-металлурга М. А. Павлова.

Возможность непосредственной близости, частых контактов, стремление равняться по отцу во всех его делах создает обстановку, при которой дети не только наследуют способности родителей, но, зачастую, совершенствуясь в своем деле, опираясь на помощь, опыт и мудрость отцов, превосходят их по своим творческим достижениям.

Следовать профессиям своих родителей вполне целесообразно, но, конечно, совсем не обязательно.

Героизм берет истоки не из профессий. Как же быть, все же, тем, кто в детстве не проявил вполне определенных способностей, не пристрастился к какому-либо виду труда в кружках, не находит нужным следовать профессии своих родителей?

Повторяю еще раз: обществу нужны люди самых различных профессий: и героических, и романтических, и будничных.

Народная мудрость гласит: не место красит человека, а человек место. Действительно, героизм берет свои истоки вовсе не из профессии, а из любви к людям, из твердости характера, готовности человека быть нужным обществу и при необходимости отдать людям всего себя. С этой точки зрения все профессии хороши. Каждая таит в себе возможности пробудить в человеке недюжинные способности специалиста, организатора и воспитателя.

Нужно лишь при выборе профессии не искать легкой жизни.

Тот, кто в жизни хочет видеть лишь сплошную цепь развлечений и удовольствий, тот никогда не станет настоящим специалистом своего дела. Он не добьется уважения окружающих.

Свой жизненный путь нужно избирать исходя, отнюдь, не из «меркантильных» побуждений. Припеваючи, порхаючи — ни учиться, ни работать успешно нельзя.