Скульпторы и литейщики

А при чем тут литейный мастер? — спросит кто-нибудь из вас.

Дело в том, что и большие и малые скульптуры, в том числе и памятники, художники-скульпторы делают первоначально из глины. Иногда они прибегают и к гипсу. Но если бы все памятники оставались глиняными или гипсовыми — они были бы очень скоро разрушены дождем и ветром, снегом и льдом!

Еще в древние времена повелители и их рабы — мастеровые пришли к выводу о том, что памятники нужно делать из более прочного и стойкого материала, не разрушающегося от влаги, не растрескивающегося от мороза, не ржавеющего от дождя. И такой материал уже давно был найден. Это — отливающая золотистым оттенком красивая бронза. А иногда памятники отливали и из более дешевого, но тоже прочного и стойкого, серого чугуна.

Художник-скульптор создает лишь модель памятника. А дело литейщика создать стойкий на долгие годы, прочный металлический памятник по модели скульптора. Это он — литейщик — воплощает идею художника в металле!

Литейщики-художники между деятельностью различных представителей искусства есть существенная разница. Писатель, поэт, художник, артист создают свои творения в виде книг, стихов, картин, сценических образов. И в этом они ни от кого не зависят. Иное дело — скульптор. Свой художественный замысел он воплощает только в модели. А воплотите эту модель в металл — дело уже другого специалиста — литейщика. И, конечно же, дело венчается успехом лишь в том случае, если и литейщик окажется художником по натуре, какими и были такие выдающиеся мастера литейного дела, как Андрей Чохов, Иван и Михаил Моторины, Василий Екимов и многие другие.

Еще один скульптор-литейщик. В парке Харьковского политехнического института им. В. И. Ленина высится отлитый из чугуна памятник В. И. Ленину — студенту Володе Ульянову. Автор памятника — скульптор  В. Н. Савченко. По профессии он, однако, вовсе не скульптор, а юрист, кандидат юридических наук. По призванию — он подлинный, талантливый скульптор. Но не только скульптор. Он сын потомственного литейщика, сам работал модельщиком на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. Малышева и прекрасно усвоил секреты этой нелегкой профессии. Вместе с комсомольцами — студентами Харьковского политехнического института — он воссоздал образ юного Ленина, прекрасно передал простоту и одухотворенность его лица вместе с динамичностью позы, выполнив все работы не только в глине, но и в металле.

Литой чугунный павильон. Выдающиеся литые произведения — это не только скульптуры, памятники и мемориалы.

В 1900 году на Всемирной Парижской выставке демонстрировался литой чугунный павильон, изготовленный русскими умельцами на Каслинском заводе. Этот павильон оставил неизгладимое впечатление от красоты и изящества крупного архитектурного сооружения с филигранным орнаментом, чеканными барельефами, кабинетными скульптурами, отражавшими декоративные формы древнерусского искусства.

Выдающимися произведениями литейного искусства являются и  многочисленные решетки, ограды, мостовые узоры, великолепные фигуры на Аничковом мосту в Ленинграде, Царские ворота во многих соборах, незабываемые Царь-пушка и Царь-колокол в Москве.

Одна из четырех конных групп на Аничковом мосту в Ленинграде — «Конь с возничим», 1838 г. Скульптор — П. К. Клодт
Избушка на курьих ножках (подчасник) (Каслинское художественное литье). Работа Канаева и Баранова. 1906 г.

Фрагмент чугунной решетки
Деталь чугунной решетки

Памятник Петру I «Медный всадник» в Ленинграде. Скульптор и литейщик Э. М. Фальконе, 1782 г.

Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Работа скульптора И. П. Мартоса и литейщика В. П. Екимова
Монументальный памятник «Легендарная тачанка» в Новой Каховке. Скульпторы Ю. Н. Лоховинин, Л. Л. Михайленок, Л. А. Радионов. Отлит на Ленинградском заводе «Монумент-скульптура». Отмечен Государственной премией за 1969 г.