Тайны прошлого рассказывают находки

Литературные «памятки» о кузнецах железа и меди. В древней Индии считалась священной книга царя Ригведда. Написана она была за 3000 лет до нашей эры. И в ней можно было прочесть такие строки: «Бог Индра вооружил своих воинов доспехами и оружием из меди и железа...» Заметьте: из меди и из железа!

В древней Руси почиталась так называемая «Книга бытия». В ней можно прочесть строки о некоем Тубалкаине, который, якобы, представлял собою седьмое колено от Адама и был известным ковачем  железа и меди. Оставим на совести авторов Книги бытия сведения о родстве Тубалкаина с мифическим Адамом, но обратим внимание на то, что Тубалкаин слыл известным кузнецом как железа, так и меди.

Среди материалов о древнем востоке была обнаружена переписка египетского фараона Рамзеса II с королем хеттов, жившим в Малой Азии. В послании к королю Рамзес II просит его прислать железо в обмен на золото. Переписка относится к 2000 лет до нашей эры и свидетельствует о том, что четыре тысячи лет назад люди знали железо и ценили его на вес золота.

Греческий историк и путешественник Страбон в своей книге «География» (написанной до нашей эры) сообщает о том, что в Африке за меру железа давали 10 мер золота. Вполне возможно, что здесь речь идет о метеоритном железе.

Известный греческий поэт и историк Гомер в своей «Одиссее», (написанной за 960 лет до нашей эры), описывая олимпийские игры того времени, сообщает, что победители состязаний на играх награждались либо куском золота либо куском железа.

В той же «Одиссее» Гомер в стихотворной форме описывает процесс закалки: «когда оружейный мастер закаляет в ручье остро отточенный топор или ярко сверкающий меч, раскаленный докрасна металл шипит в озере»...

Из этих строк следует, что три тысячи лет тому назад люди не только знали железо, но, более того, они варили из него сталь и познали секреты ее термической обработки. А чтобы дойти до этого, нужен был длинный путь предшествующих открытий!

В летописи храма Балтала в Малой Азии, за девять веков до нашей эры, сообщался следующий рецепт закалки кинжалов: «нагреть пока не засветится, как восходящее в пустыне солнце, затем охладить до цвета царского пурпура, погружая в тело мускулистого раба. Сила раба, переходя в кинжал, придает металлу твердость»...

В «Иллиаде» тот же Гомер писал: «...а остальное вино пышно-кудрые дети ахейцев все покупали, платя кто железом, кто яркой медью»... Значит, железо тысячелетия назад было и исходным металлом для приготовления различных изделий, и средством поощрения, и объектом торговых сделок, и, наконец, платежным средством.

Римский поэт и философ, убежденный атеист и материалист Лукреций Кар (99—55 лет до нашей эры), освещая рост материальной культуры человечества, писал:
   ...«Прежде служили оружием руки могучие,
        когти, зубы, каменья, обломки ветвей
        от деревьев и пламя.
        После того была найдена медь и порода железа.
        Все-таки в употребленье вошла прежде медь,
        чем железо, так как была она мягче,
        притом изобильней гораздо»...
А вот небезынтересное свидетельство другого римского историка — Плиния Старшего, написавшего в 23—79 годах нашей эры «Естественную историю» в 37 томах:
...«Копи железных руд доставляют человеку превосходнейшее и зловреднейшее орудие. Ибо сим орудием прорезываем мы землю, сажаем кустарники, обрабатываем плодовые сады. Сим орудием выстраиваем дома, разбиваем камни... Но тем же самым железом производим брани, битвы и грабежи и употребляем оное не только вблизи, но и мещем окрыленное вдаль то из бойниц, то из мощных рук, то в виде оперененных стрел.  Самое порочнейшее ухищрение ума человеческого!»...

Роль и значение железа ярко подчеркнуты в этих строках древнего философа, уже тогда призывавшего человечество к борьбе за мир!