Закрытые коксогазовые вагранки

В вагранках закрытого типа предусматривается полная герметизация шахты с целью очистки и утилизации всего объема газов. Основное конструктивное отличие закрытых вагранок от обычных установок с подогревом дутья и неполной очисткой газов заключается в наличии специального загрузочного устройства (вагранки ЦНИИТМАШа, «Гигаростанка», конструкторского бюро ВПК и ТП НИИСантехники и др.).

Для горения газа в коксогазовой вагранке требуется минимальный избыток воздуха. Благодаря этому, а также благодаря снижению количества воздуха, подаваемого через фурмы для горения кокса, уменьшается общее количество продуктов горения, что облегчает их очистку.

При сжигании природного газа в вагранках необходимо выдерживать определенное установленное соотношение газа и воздуха в газовоздушной смеси. Нарушение этого соотношения может привести к повышенному содержанию метана я водорода в отходящих газах и насыщению металла водородом. Поэтому на коксогазовых вагранках следует предусматривать автоматическое регулирование соотношения газ—воздух и необходимые контрольно-измерительные приборы (расходомеры и манометры).

Кроме того, при неправильном сжигании природного газа, отклонениях от нормального режима плавки и т. п. могут образовываться взрывоопасные смеси. Поэтому в системе контроля и регулирования должен быть установлен предохранительный клапан, с помощью которого автоматически отключается подача газа при падении давления дутьевого воздуха или газа или прекращается подача воздуха.

Противовзрывной клапан предусматривается также в воздушной коробке. Обычно это круглое или прямоугольное отверстие, закрытое алюминиевой фольгой.

Блокировкой безопасности обеспечивается отключение подачи газа гири падении давления газа ниже 0,2 атм. и давлении воздуха ниже 400 мм вод. ст. Так, по данным завода «Станколит», коксогазовые вагранки оборудованы системой автоблокировки безопасности, которая включает в себя предохранительный клапан ПК-100 с электромагнитом, три сигнализатора падения давления и средства звуковой и световой сигнализации. На сигнализаторы давления подаются импульсы давления газа перед горелками, давления воздуха на фурмах и давления воздуха на горелках. При падении давления ниже допустимого предела размыкаются контакты одного или нескольких сигнализаторов падения давления, обесточивается электромагнит предохранительного клапана, сердечник которого ударяет по рычагу клапана и поступление газа в горелки прекращается.

Одновременно автоматически закрываются шиберы на воздухопроводах для фурм я горелок, на пульте зажигается лампочка и звенит звонок.

Ежедневно во время продувки вагранки проверяется исправность автоблокировки безопасности (т. е. исправность сигнализаторов падения давления, клапана, средств сигнализации, а также система аварийной остановки). При неисправной автоблокировке безопасности работать на коксогазовых вагранках запрещается.

Газовые горелки включаются через 20—25 мин после пуска вагранки, причем вначале подается воздух. При прекращении плавки в первую очередь выключается газ, а затем прекращается подача воздухе.

В случае применения природного газа при плавке чугуна взамен кокса сокращается объем погрузочно-разгрузочных работ, отпадает необходимость транспортировки кокса. Кроме того, окружающая вагранки атмосфера меньше загрязняется несгоревшими частичками углерода, что улучшает санитарно-гигиенические условия в литейных и на прилегающей к ним территории. Возрастает производительность вагранок.