Железнодорожный транспорт

Основными причинами, порождающими травматизм на внутризаводских и внутрицеховых железнодорожных путях, являются: неисправность путей, транспортных средств и сигнализации, несогласованность во взаимных действиях работающего персонала и неправильное ведение погрузочно-разгрузочных работ, нарушение габаритов. Источником производственного травматизма на заводских железнодорожных путях являются маневровые работы, поэтому необходимо выполнять существующие требования безопасности.

Габариты приближения строений

Габаритам приближения строений называется предназначенное для пропуска подвижного состава предельное поперечное перпендикулярное к оси пути очертание, внутрь которого помимо подвижного состава не могут заходить никакие части строений, сооружений и устройств.

Габарит приближения строений на внутризаводских железнодорожных путях нормальной колеи (1524 мм) приведен на фиг. 28.

Следует иметь в виду, что габарит (так же, как и на фиг. 29 и 30) указан для прямых участков пути. На кривых расстояния от оси пути до сооружений должны быть повышены на величину «выхода» подвижного состава, который определяется в соответствии с радиусом кривой и габаритом подвижного состава.

габарит приближения строений на внутризаводских путях
Фиг. 28. Габарит Сп приближения строений на внутризаводских путях. Условные обозначения:
—·— линия приближения строений подкрановых балок, ригелей проемов ворот
и тому подобных сооружений и устройств на путях, по которым обращение подвижного состава габаритов Т и Т-1 с высотою более 4700 мм не предусматривается. Строительство сооружений и устройств высотой 4800 мм на станциях и 4900 мм на перегонах может производиться с разрешения министерства, ведомства или совнархоза, в ведении которого находятся соответствующие пути;
----  линия приближения вновь строящихся зданий, заборов и опор (путепроводов,
контактной сети, воздушных линий электроосвещения и электроснабжения, связи и СЦБ, воздушных трубопроводов). В особо трудных условиях заборы и опоры могут размещаться на расстоянии 2450 мм от оси пути;
—··— линия приближения отдельно стоящих колонн, стоек, проемов ворот и выступающих частей зданий (пилястр, контрфорсов, тамбуров, лестниц и др.) при их длине вдоль пути не более 1000 мм:
—···— линия приближения сливо-наливных, погрузочно-выгрузочных устройств,
выдвижных и откидных лотков, транспортеров и других устройств, связанных с грузовыми операциями в нерабочем их положении;
..........  для туннелей и перил на мостах и эстакадах;
·—  временные отступления на путях, по которым обращение подвижного состава габарита Т не предусматривается.

* Размеры для неэлектрифицируемых путей. Верхнее очертание габаритов С для электрифицируемых путей устанавливается по нормам, приведенным в ГОСТ 9238—59.

габарит приближения строений и подвижного состава

Фиг. 29. Габарит приближения строений С и подвижного состава Т. Верхнее очертание всех вновь строящихся сооружений и устройств на участках, электрификация которых не исключается, должно соответствовать очертанию I—II—III—IV. Условные обозначения:
—··— линия приближения вновь сооружаемых фундаментов опор зданий и других
сооружений, не относящихся к пути;
—··— линия, выше которой на перегонах и станциях не должно подниматься ни одно устройство, кроме искусственных сооружений настилов переездов, стрелочных переводов, напольных устройств СЦБ и индукторов локомотивной сигнализации;
— x — для сооружений на второстепенных или временных путях, электрификация
которых исключается;
---- временные отступления, допускаемые на линиях, где эксплуатация подвижного состава, построенного по габариту Т, не производится;
—·— линия приближения вновь строящихся зданий, заборов, опор путепроводов,
опор контактной сети и воздушных линий связи.

габарит приближения строений железных дорог колеи 750 ммФиг. 30. Габарит приближения строений железных дорог колеи 750 мм:
1—2—2—1 — верх габарита строений из огнестойких несгораемых и защищенных от возгорания материалов; 1—3—3—1 — верх габарита строений из сгораемых материалов.

Габарит приближения строений С (фиг. 29) применяется при строительстве новых, а также при реконструкции я электрификации действующих железных дорог. Для внутризаводских путей действующих предприятий, электрификация которых не предусматривается, применяется габарит Сп (фиг. 30).

Примечания: 1. Ручная передвижка вагонов может допускаться в исключительных случаях с особого разрешения сменного инженера.

2.       Запрещается движение вагонов навстречу другим вагонам.

Кроме перечисленных случаев, запрещается производить прицепку и отцепку вагонов:
1)       при гололедице, сильных туманах, ливнях, снежных буранах и метелях;
2)       в местах расположения стрелок, крестовин, на переездах и в других местах, где есть опасность споткнуться;
3)       при неразвинченных, заржавленных и неповорачивающихся в шарнирах стяжках, а также неисправной упряжи и ударных приборах;
4)       при неплавном надвиге вагонов и при отсутствии желтого огня светофора.