Жидкий чугун в железнодорожных цистернах

Чугун выплавляют в доменных печах на металлургических заводах, Большая часть чугуна идет на выплавку стали, а меньшая — предназначена для литья. Но литье осуществляется преимущественно на машиностроительных заводах, а эти заводы бывают расположены далеко от металлургических. Чтобы перевести чугун с одного завода на другой, его приходится охлаждать, превращать в твердые отливки — чушки. На машиностроительном заводе эти чушки «нужно снова расплавлять, для чего в литейных цехах применяют вагранки или электропечи. На повторный переплав затрачивается дефицитный и дорогой кокс или расходуется немало электроэнергии.

Как избежать напрасной потери тепловой или электрической энергии, напрасных затрат человеческого труда, работы плавильных печей?

В 70-х годах этот вопрос был практически решен. Жидкий чугун из доменной печи сливается в передвижной миксер—сосуд, напоминающий железнодорожную цистерну. Миксер изнутри зафутерован толстым слоем теплоизоляционного и огнеупорного кирпича. Между футеровкой и стенками миксера проложен листовой асбест. Почти полуметровая толщина футеровки позволяет избежать значительных потерь теплоты. За час температура чугуна снижается всего на пять градусов. Миксер расположен на двух железнодорожных платформах. В миксер заливают 150—165 т жидкого чугуна и увозят его по железной дороге на близрасположенные заводы — на расстояние 100—150 км.