Припуски на усадку и механическую обработку

Размеры моделей и стержневых ящиков при их проектировании и изготовлении определяют с учетом величины усадки сплава для данной отливки и припусков на механическую обработку. Для каждого литейного сплава характерна определенная величина усадки, вызываемая способностью сплавов сокращать размеры отливок при их затвердевании и охлаждении.
Сокращение линейных размеров, определяемое свойствами самого сплава, которое протекает без торможения со стороны формы, принято называть линейной (свободной) усадкой. В реальных условиях производства отливок сокращение их размеров встречает препятствия (затруднения) со стороны формы вследствие трения отливки о ее стенки, из-за выступающих ее частей, стержней, стояков и т. д. Кроме механического торможения усадки, большинство отливок испытывает также термическое торможение, связанное с разной скоростью охлаждения отдельных частей отливки. Поэтому действительное изменение линейных размеров характеризуется не коэффициентом линейной усадки сплава, а литейной (затрудненной) усадкой, значения которой могут быть неодинаковы в различных направлениях даже и для одной и той же отливки. При изготовлении моделей учитывают величину затрудненной (литейной) усадки. В табл. 8 приведены данные но усадке некоторых литейных сплавов.
Величина припуска на механическую обработку назначается по ГОСТу в зависимости от следующих факторов: материала отливки, ее наибольшего габаритного размера, характера производства (массовое, серийное, единичное), сложности отливки, класса точности.
Для верхних поверхностей (по положению при заливке) рекомендуется принимать больший припуск чем для нижних, так как на верхних поверхностях скапливаются шлаки, частички формовочной смеси, газы и т. п.
Припуски на обработку отливок установлены ГОСТ 1855—55 (для чугунных отливок) и ГОСТ 2009—55 (для стальных отливок), а для отливок из сплавов цветных металлов припуски принимаются по ведомственным или заводским нормалям (табл. 9 и 10).



Точность изготовления деревянных моделей должна соответствовать с заданной точности изготовления отливки. Предельные отклонения в размерах моделей обусловлены стандартами и приведены в табл. 11.
При формовке вручную модель в процессе извлечения ее из формы расталкивается, вследствие чего размеры формы увеличиваются. Поэтому для обеспечения точных размеров отливки уменьшают размеры модели на некоторую величину, называемую отрицательным припуском (табл. 12).


Модельное дело