Балансировка колес вентиляторов

При вращении колес нагнетателей может возникнуть вибрация, которая разрушающе действует на подшипники и всю конструкцию, а также является причиной шума. Вибрация возникает вследствие неуравновешенности массы колеса относительно оси вращения, в результате чего образуются силы, действующие на изгиб вала (рис. VIII.1).

Если колесо узкое, сравнительно невелико по диаметру и рассчитано на работу при небольших окружных скоростях, то силу, изгибающую вал, считают расположенной в одной плоскости. Уравновешивание (балансировку) в этом случае можно производить так называемым статическим способом. В других, более общих случаях изгибающие силы могут располагаться в разных плоскостях, воздействуя сильнее на вал. В этих условиях балансировку следует производить динамическим способом на специальных станках.

Рабочие колеса радиальных вентиляторов, у которых ширина более 30 % диаметра, должны быть динамически уравновешены при сборке на заводе. Если при монтаже, а в особенности при эксплуатации первоначальная заводская балансировка нарушится, ее следует немедленно восстановить.

Статическая балансировка в отличие от динамической осуществляется без особых трудностей. Для этой цели (рис. VIII.2) на расположенные строго горизонтально две металлические призмы (ножи) опирают вал с насаженным на него колесом. Если колесо не уравновешено, то при поворотах оно все время будет занимать определенное положение — избыточной массой вниз. При балансировке облегчают колесо в этом месте (стачиванием, просверливанием) или подбирают добавочный грузик для укрепления на противоположной стороне колеса (прикрепкой, приваркой). Уравновешенное колесо при легком повороте должно останавливаться в любом положении.