Лопастные насосы

Лопастные насосы выгодно применять при большой производительности и относительно малых давлениях, а в соответствии с классификацией по удельной быстроходности — при ns>20. При меньших значениях ns выгоднее использовать объемные насосы.

Лопастные насосы применяют для обеспечения циркуляции воды, в системах теплофикации и центрального водяного отопления, для подачи воды в увлажнительные вентиляционные камеры, питания котлов и во многих других случаях. Они обладают высоким КПД, могут быть непосредственно соединены с электродвигателями, имеют плавную без толчков подачу и достаточно легко регулируются. Однако при пуске, если нет подпора, лопастные насосы приходится заливать, так как в противном случае через насос в начале пуска проходит воздух, мешая развить достаточное для подсоса жидкости давление (примерно в 800 раз меньше, чем при воде).

Имеются самовсасывающие лопастные насосы, снабжаемые включаемыми при пуске компрессорами (вакуум-насосами), которые создают во всасывающем трубопроводе разрежение и обеспечивают подсос жидкости.

Подача лопастных насосов в отличие от объемных в большой степени зависит от противодавления. Это обстоятельство в ряде случаев, когда требуется обеспечить в эксплуатации неизменную производительность, является недостатком, но зато оно облегчает регулировку.

Лопастные насосы, как уже было указано, разделяют на центробежные (рис. VI.17, /), осевые (рис. VI.17, 2) и вихревые (см. рис. 1.6).

Выпускают также лопастные насосы диагональные — промежуточного типа между центробежными и осевыми (рис. VI. 17, 3).

Область применения всех этих машин в первую очередь определяется значением ns. Значениям удельной быстроходности от 20 до 100 соответствуют центробежные насосы, а значениям удельного числа оборотов более 100 — осевые. Диагональные насосы целесообразно использовать при переходных ns. Особенно выгодно применять осевые и диагональные насосы для создания циркуляции в системах центрального водяного отопления.

типы колес лопастных насосов
VI. 17. Типы колес лопастных насосов

Лопастные насосы принято также классифицировать по величине максимального давления при оптимальном режиме на насосы низкого, среднего и высокого давления. Для центробежных насосов низким давлением считается 0,15 МПа (напор меньше 15 м вод. ст.), средним 0,4 МПа (при напоре от 15 до 40 м вод. ст.), а высокое — более 0,4 МПа (при напоре более 40 м вод. ст.).

Такая система классификации по величине максимального давления без связи с подачей и другими параметрами, очевидно, несовершенна. Действительно, насос высокого давления при уменьшении частоты вращения может создавать и среднее и низкое давление. Поскольку, однако, наибольшая возможная частота вращения и соответственно наибольшее давление определяют прочность колеса или кавитацию, эта классификация имеет некоторое конструктивное оправдание.

В конструктивном отношении лопастные насосы подразделяют по числу и способу соединения колес в одном агрегате — на одноступенчатые и многоступенчатые (рис. VI. 18 и VI.19), одностороннего и двустороннего всасывания (рис. VI. 18 и VI.21) и по расположению колеса на валу — консольные (см. рис. VI. 18) и между опор (см. рис. VI. 19). Лопастные насосы широко применяют в системах теплогазоснабжения и вентиляции. В приложениях приведены данные о некоторых лопастных насосах.