Подшипники

Для нагнетателей, а также и для электродвигателей, как правило, применяют шариковые и роликовые подшипники качения. По сравнению с подшипниками скольжения такие подшипники более просты в эксплуатации и удобнее при монтаже и демонтаже. Однако при работе они сильнее шумят.

Наиболее просты по конструкции радиальные однорядные подшипники. В том случае, если невозможно обеспечить точную соосность на валу, применяют двухрядные сферические самоустанавливающиеся подшипники, способные воспринимать значительные осевые нагрузки.

Следует отметить, что у радиальных вентиляторов, особенно низкого и среднего давления, осевая нагрузка, направленная в сторону всасывания, относительно незначительна. Ее приближенно можно подсчитать по формуле P=pFвс, где р— давление вентилятора, Па; Fвс —площадь всасывающего отверстия вентилятора, м2.

У насосов же осевое давление может быть значительным и его приходится разгружать специальными способами. При установке на гладких валах без заплечников двухрядные подшипники монтируют на закрепительных втулках.

Подшипники выбирают в соответствии с существующими нормативами. Установленные подшипники следует предохранять от загрязнения, промывая их в случае необходимости бензином. Особенно следует оберегать их от попадания влаги и ржавления. Часть вала, на которую насаживают подшипники, должна быть тщательно обработана и иметь припуск по сравнению с внутренним диаметром кольца.

Перед насаживанием подшипников их желательно подогревать в масле. Насадку следует производить, ударяя по кольцу подшипника медным молотком.

Подшипники на закрепленных втулках устанавливают путем натягивания гайки на коническую разрезную втулку, причем завинчивать гайку надо против направления вращения вала.

Корпус подшипника (рис.VIII.3) должен хорошо защищать подшипник от пыли, воды и грязи. Особенно важно обеспечить тщательное уплотнение между валом и корпусом, для чего можно использовать лабиринты или войлочные кольца, как показано на рис. VIII.3.

Стягивать разъемные половинки корпуса надо без особых усилий во избежание деформации наружного кольца подшипника. Смазку подшипников качения достаточно высокой консистенции закладывают в корпус более чем на половину его свободного объема. В дальнейшем, примерно через три месяца, добавляют смазку через контрольную пробку. Раз в год корпус желательно разобрать, промыть детали керосином, затем бензином и заложить свежую смазку.

В скользящих подшипниках шейка вала вращается во вкладыше, заполненном баббитом или каким-либо другим специальным материалом. Необходимо следить за постоянной подачей масла, создающего пленку между трущимися поверхностями.

В случае перемещения нагнетателем горячих жидкостей возможны деформация вала и перегрев смазки, что может привести к быстрому износу и разрушению подшипников. Подшипники качения таких вентиляторных установок (при температуре газа выше 200°) рекомендуется охлаждать водой, циркулирующей через специальную рубашку — корпус.