Страницы: 1 2 3 4

Радиальные вентиляторы

Обычный радиальный (центробежный) вентилятор (рис. VI.26) представляет собой лопастное рабочее колесо турбинного типа, расположенное в спиральном корпусе. При вращении колеса воздух, поступающий через входное отверстие, попадает в каналы между лопастями колеса, под действием возникающей центробежной силы он перемещается по этим каналам, собирается спиральным корпусом и направляется в его выпускное отверстие.

радиальный вентилятор

VI.26. Радиальный вентилятор:
1 — лопастное колесо;
2 — спиральный корпус;
3 — входное отверстие;
4 — выходное отверстие

Радиальный вентилятор состоит из трех основных элементов (см. рис. VI.26): лопастного радиального колеса (иногда называемого ротором, турбиной), спирального корпуса (также именуемого кожухом или улиткой) и станины с валом и подшипниками.

Радиальные колеса обычного типа состоят из лопастей, переднего диска, заднего диска и ступицы.

Литые или точеные ступицы, предназначенные для насаживания колес на валы, крепят на заклепках, болтами или приваривают к задним дисками. К дискам, в свою очередь, прикрепляют лопасти с помощью заклепок или сварки. Удобно крепление с помощью шипов, которые оставляют при заготовке лопастей, вставляют в отверстия в дисках и расклепывают или прихватывают сваркой (рис. VI.27).

Вентиляторы специального назначения (например, пылевые) имеют лопасти, расположенные консольно без переднего диска, а в некоторых случаях и без заднего диска (открытое колесо). Колеса чаще всего выполняют из листового металла, реже встречаются литые и пластмассовые колеса. При изготовлении колес для дымососов широко применяют сварку.

сборка лопастного колеса на шипах
VI.27. Сборка лопастного колеса на шипах

VI.28 (справа). Штампованные лопастные колеса:
1 — заготовка; 2 — лопасти отогнуты; 3 — заготовка свернута

штампованные лопастные колеса

По предложению С. А. Рысина легкие и дешевые колеса изготовляли штамповкой. Для этой цели в полосе листовой стали делали высечки, отгибаемые затем в виде лопастей, после чего полосу свертывали по окружности и укрепляли между дисками (рис. VI.28). Широкие колеса для большей прочности иногда снабжают тягами, соединяющими передние кольца со ступицами.

Зазор между колесом и входным патрубком корпуса должен быть минимальным. Влияние зазора увеличивается с уменьшением удельной быстроходности, так как даже при небольшом количестве протекающего через него воздуха доля его в общем количестве засасываемого воздуха становится значительной.

радиальный электровентилятор с  литым корпусом
VI 29. Радиальный электровентилятор с литым корпусом

Спиральные корпуса сваривают или склепывают преимущественно из листовой стали; их также можно соединять на фальцах. Применяют также литые спиральные корпуса (рис. VI.29), имеющие хорошие в аэродинамическом отношении формы, однако при больших размерах вентиляторов они чересчур тяжелы. Спиральные корпуса больших вентиляторов устанавливают на самостоятельных опорах, у малых вентиляторов их крепят к станинам.

Станины отливают из чугуна или сваривают из стали. На станинах в подшипниках, чаще всего шариковых, устанавливают валы. Колеса на валах укрепляют шпонками и стопорными болтами.

Если вентиляторы предназначают для ременной передачи, то шкивы насаживают на валы за подшипниками консольно (рис. VI.30, 4, 6, 7).

Колеса на валы чаще всего насаживают также консольно. Однако у вентиляторов с двусторонним всасыванием консольное расположение колес на валу нецелесообразно. Установка колес на валах между двумя опорами (рис. VI.30, 4, 5, 7) обеспечивает более спокойный режим работы вентилятора, но усложняет конструкцию, монтаж и присоединение вентилятора к всасывающему воздуховоду.

Несомненные преимущества в отношении надежности, компактности, экономичности и бесшумности имеют вентиляторы, рабочие колеса которых насаживаются непосредственно на валы двигателей (см. рис. VI.30, 1), но насадка колес целесообразна только для вентиляторов малых размеров. В больших вентиляторах колеса с валами двигателей можно соединять с помощью промежуточных муфт (рис. VI.30, 2, 3, 5).

способы соединения радиальных вентиляторов с двигателями
VI.30. Способы соединения радиальных вентиляторов с двигателями