Турбокомпрессоры

Турбокомпрессор работает аналогично вентилятору, но, поскольку он должен создавать значительно большее давление, его обычно комплектуют из нескольких последовательно соединенных и расположенных на одном валу ступеней (рис. VI.48), между которыми для повышения КПД устанавливают направляющие аппараты.

Обычно применяют радиальные колеса, которые по сравнению с осевыми имеют больший коэффициент давления, как было показано выше.

турбокомпрессор
VI.48. Турбокомпрессор

Турбокомпрессор по сравнению с поршневой машиной более компактен, отсутствуют клапаны, и его эксплуатация более надежная. Он особенно выгоден при больших объемных подачах.

В холодильных установках турбокомпрессоры раньше применяли только при большой их подаче, но теперь увеличивается применение турбокомпрессоров  и сравнительно малой подачи.

лабиринтные уплотнения
VI.49. Лабиринтные уплотнения

Осевые турбокомпрессоры пока практически не применяются в холодильных или других установках теплогазоснабжения и вентиляции, но успешно используются в некоторых специальных системах,  например при наддуве в  реактивных двигателях.

Охлаждение осуществляется водяной рубашкой или, что в настоящее время применяется чаще, промежуточными холодильниками. Осевое давление воспринимается обычно подшипниками. Необходимое уплотнение надежнее всего достигается при устройстве лабиринтов различных конструкций (рис. VI.49). В этом случае вследствие частых изменений сечения образуется большое гидравлическое сопротивление, препятствующее перетеканию газа.

Регулировка турбокомпрессоров осуществляется для обеспечения требуемой подачи, необходимого давления или в целях предотвращения  помпажа.

Для этого обычно устанавливается автоматическая аппаратура, воздействующая на перепускной клапан (в целях сброса части газа и снижения давления) и на расположенную во всасывающей линии задвижку или изменяющая частоту вращения.