Вычисление расходов

-нии определяется следующей формулой [2]:

где поправка на влияние подвижности вала равна

В случае прямой синхронной прецессии (Ω = ω), характерной для докритических частот вращения вала,

т. е. расход несколько уменьшается, однако количественно поправка мала и в практических расчетах, сохраняя лишь член первого порядка малости по сравнению с единицей, можно принимать

Второе слагаемое в скобках обусловлено конвективной составляющей ускорения жидкости; оно характеризует влияние инерционного сопротивления: в конфузорном канале, где скорость жидкости нарастает по длине, часть перепада давления затрачивается на сообщение жидкости ускорения, поэтому уменьшается перепад на преодоление гидравлического сопротивления канала и соответственно расход. В диффузорном канале картина меняется на обратную.

Расход Q0, входящий в формулу (6.49), определен в предположении, что коэффициент сопротивления трения λ0 концентричного канала не зависит от частоты вращения ротора. Между тем с ростом частоты вращения ротора возрастает градиент результирующей скорости по толщине зазора и соответственно потери на трение, что приводит к снижению расхода.

Влияние вращения на изменение средней осевой скорости в концентричном кольцевом канале при турбулентном течении с достаточной точностью [9] можно оценить формулой

а скорость ω0 (6.41) определяется для зазора с неподвижными стенками.